Особенности эстетического идеала

  • в отличие от любого социального идеала существует не в абстрактной, а в чувственной форме, потому что тесно связан с эмоциями, чувственным отношением человека к миру;
  • определяется разными способами соотнесения эстетического идеала с действительностью;
  • связан с характером отражения действительности в идеале;
  • заключается в соотнесении объективных качеств действительности и особенностей внутреннего мира человека;
  • определяет перспективу развития общества, его интересы и потребности, а также интересы и потребности отдельного человека;
  • способствует образованию мифов в сознании человека или общества, этим как бы заменяя саму действительность.

В обществе эстетический идеал выполняет следующие функции:

  1. мобилизует человеческую энергию чувств и волю, показывая направление деятельности;
  2. создает возможность опережать действительность, указывает тенденцию будущего;
  3. выступает как норма, образец и как должное;
  4. служит объективным критерием оценки всего, с чем встречается человек в окружающем мире.

Таким образом, эстетический идеал как эталон для возбуждения и кодирования художественных эмоций представляет собой практически не что иное, как представление о том, каким должно быть художественное произведение, чтобы оно соответствовало определенному эстетическому идеалу человека.

В эстетике существует система нормативов эстетического идеала. Это связано в первую очередь с тем, что именно он задает художественный канон. Принято выделять содержательные и формальные нормативы. Содержательными нормативами могут быть: жанр, сцена, портрет, интерьер, ню; это могут быть установки относительно сюжета. Нормативы могут касаться самых неожиданных мелочей, лицо, одежда, т.п. Например, идеал кубистов включал в себя в качестве обязательного норматива требование создать такой объект, которого нет в природе. Создать новые объекты, которые нельзя сравнить с каким-либо реальным объектом. Формальные нормативы это своеобразные «коньки художников», то есть те отличительные особенности, которые позволяют доказать, что это произведение принадлежит только ему. Например, в живописи это определенные графические и цветовые композиции.

В эстетическом идеале проявляется эстетический вкус, в основе которого лежит эстетическая установка, которая накладывает отпечаток на весь строй образов и чувств художника и составляет основу художественного стиля того или иного автора. В эстетическом смысле термин «вкус» впервые использовал испанский мыслитель Бальтасар Грасиан («Карманный оракул», 1646), обозначив так одну из способностей человеческого познания, специально ориентированную на постижение прекрасного и произведений искусства. У него потом его заимствовали мыслители Франции, Италии, Германии, Англии. В XVIII веке появляется множество трактатов о вкусе. У теоретика искусства Ш. Бате вкус есть врожденная способность человека, направленная на выявление прекрасного в природе и в искусстве на основе доставляемого ими наслаждения. Он уверен, что «существует в общем лишь один хороший вкус, но в частных вопросах возможны различные вкусы». Итог дискуссии этого века подвел Вольтер. «Вкус, писал он, то есть чутье, дар различать свойства пищи, породил во всех известных нам языках метафору, где словом «вкус» обозначается чувственность к прекрасному и уродливому в искусствах: художественный вкус столь же скор на разбор, предваряющий размышление, как язык и нёбо, столь же чувственен и падок на хорошее, столь же нетерпим к дурному…».

По аналогии с пищевым вкусом он выделяет художественный вкус, дурной вкус и извращенный вкус. Из английских философов можно привести для примера Д. Юма, который полагал, что вкус – это способность различать прекрасное и безобразное в природе и в искусстве.

Смотря либо слушая, художественное произведение, мы очень часто в конце произносим: «нравится – не нравится», «прекрасно безобразно». Эмоциональная реакция на произведение выражается в языке в форме эстетической оценки. Под ней подразумевается высказывание, описывающее эстетическое чувство зрителя при восприятии произведения. Такое высказывание в эстетике появляется впервые в трудах И. Канта («Критика способности суждения») и получило название «суждения вкуса». Существует четыре разновидности эстетической оценки: положительная, отрицательная, противоречивая, неопределенная. Рассмотрим эволюцию суждений вкуса, как в положительном, так и в отрицательном варианте, а потом проанализируем действие вкуса. История изобразительного искусства показывает, что имеют место семь основных ступеней в развитии отрицательной оценки: «холодно и безжизненно» («не трогает»); «трескуче и высокопарно»; «непрофессионально и неправдоподобно»; «безвкусица и пошлость», «бессмыслица», «патология», «идеологическая диверсия». Выделяют также положительное и отрицательное действие вкуса. Примером положительного действия вкуса могут быть экстремальные случаи: подделки, хищения, «художественные терракты» (1985 год, Эрмитаж, СССР, облили кислотой картину Рембрандта «Даная»). Отрицательное действие вкуса может проявляться в отказе от допуска картины на выставку. Наивысшей формой отрицательного действия вкуса является «художественное» аутодафе, т.е. сжигание картин на костре, изобретателем этого явления является религиозный деятель Савонарола (Италия XV в.) Приведем примеры этой формы. С. Боттичелли известный художник Возрождения сжигал в кострах свои картины. Гитлер в 30-е годы XX века провел пиктоцид (своеобразный аналог геноцида в сфере искусства). Нацисты подвергли идеологической диверсии 1290 картин и 1004 сожгли. То же самое происходило и с литературой.

         Великий поэт Генрих Гейне даже написал по этому поводу стихотворение, под названием «Аутодафе».

Блеклый розан, пышный локон,

Кончик банта голубого,

Позабытые записки,

Бредни сердца молодого, -

 

В пламя яркое камина

Я бросаю без участья,

И трещат в огне остатки

Неудач моих и счастья.

 

Лживо-ветреные клятвы

Улетают струйкой дыма,

И божок любви лукавый

Улыбается незримо.

 

И гляжу, в мечтах о прошлом,

Я на пламя. Без следа

Догорают в пепле искры, -

Доброй ночи! Навсегда!

Библиография: Учебно-методический комплекс по курсу ЭСТЕТИКА, Дедюлина М.А.


Лекция добавлена 07.04.2012 в 20:25:09