Введение в специальность «экономическая теория»

Экономическая наука прошла длительный исторический путь своего развития. Зарождение элементов экономических знаний произошло еще в IX-V вв. до н.э. в Древнем Китае, Индии, Риме, Греции и было представлено как эпизодические высказывания о различных формах и способах хозяйственной деятельности.

В соответствии с объектом исследования экономическую теорию можно представить следующим образом (рис.1.).

Экономическая теория служит методологической базой для всех экономических наук. В ее рамках разрабатываются основные понятия, определения, термины, а также направления и методы научных исследований в экономической области.

Рис. 1. Основные разделы экономической теории

 

Микроэкономика — раздел экономической теории, изучающий законы поведения отдельных экономических субъектов и их взаимодействие на отдельных рынках, в результате которого формируются цены на производимые товары и услуги и факторы производства. Она изучает деятельность самых простых экономических единиц, принимающих самостоятельные решения – производителей и потребителей, владельцев первичных факторов производства, инвесторов и др. Она исследует механизм согласования целей различных экономических субъектов,  а также законы, на основе которых делают свой выбор потребители или принимаются предпринимательские решения.

Макроэкономика изучает закономерности функционирования национальной экономики в целом.

Экономическая теория изучает хозяйственные основы общества и общие принципы экономики. Все остальные экономические науки рассматривают проявление этих основ и принципов в конкретных областях — в промышленности, сельском хозяйстве, в торговом или банковском деле и т.д.

В процессе изучения экономических явлений необходимо умение пользоваться способами, приемами их познавания, которые называются методами. Основные из них представлены в таблице 1.

Большинство современных школ экономической теории определяет свой предмет как изучение использования редких экономических благ с целью удовлетворения потребностей людей. Для полного понимания сути приведенного определения следует разобрать понятия: 1) потребностей людей; 2) редкости ресурсов; 3) проблемы выбора.

Таблица 1

Методические средства экономической теории

№ п.п.

Название методов

Содержание

1

Метод научной абстракции

Исключение из экономического анализа не относящихся к делу экономических и внеэкономических фактов

2

Анализ

Автономное рассмотрение частей единого целого

3

Синтез

Соединение отдельных частей рассматриваемого явления в единое целое

4

Индукция

Умозаключение, представляющее собой движение от фактов к обобщениям

5

Дедукция

Умозаключение, представляющее собой движение от общих к реальным экономическим фактам

6

Сравнение

Определение сходства и различия рассматриваемых явлений

7

Аналогия

Перенесение одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное

8

Допущение "при прочих равных условиях"

Допущение, согласно которому все факторы, за исключением исследуемых, принимаются за постоянные

9

Экономико-математиче­ское моделирование

Формализованное описание с помощью математических методов различных экономических явлений

 

Производство материальных и нематериальных благ существует ради удовлетворения потребностей человека. Потребности людей являются главным движущим мотивом человеческой деятельности. Потребности имеют сложную структуру и включают потребности в определенных жизненных благах, услугах, жилье, духовном развитии и общении, в самореализации и самоутверждении.

В экономической теории различают потенциальные и платежеспособные потребности. Потенциальной потребностью называют принципиальное желание использовать те или иные блага. К платежеспособным потребностям относятся лишь те из потенциальных, которые обеспечены реальными денежными доходами и трансформируются в покупательский спрос.

Потребности людей постоянно развиваются. Возникает противоречие между неуклонно растущими потребностями людей и экономическими возможностями их удовлетворения. Чтобы создать необходимые для удовлетворения потребностей блага, в производство необходимо вовлечь экономические ресурсы.

Редкость ресурсов заключается в их ограниченности по отношению к растущим потребностям. Главной проблемой экономической теории является исследование вопроса о наиболее эффективном использовании ограниченных экономических ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей.

Эффективность использования экономических ресурсов связана с возможностью их многоцелевого применения. Именно поэтому возникает такое понятие, как альтернативные издержки. В качестве альтернативных издержек выступает ценность тех вариантов использования экономических ресурсов, от которых пришлось отказаться. Другими словами, это издержки упущенных возможностей при выборе оптимального использования ресурсов. Альтернативными издержками соизмеряют полезность использования ресурсов для определенной цели с платой за возможность такого выбора.

Развитие экономики существенно увеличивает возможности удовлетворения потребностей людей. Несмотря на это проблема редкости ресурсов не снимается, поскольку она связана не с абсолютной  величиной используемых ресурсов, а с пропорцией между ними и  всеми имеющимися потребностями. А ведь потребности современного человека с развитием экономики тоже растут.

В условиях ограниченных ресурсов перед всем обществом возникает  проблема выбора. При выборе наилучшего способа использования ограниченных ресурсов приходится учитывать разные альтернативные варианты применения одних и тех же ресурсов, разные цели, которые преследует государство, фирма, домохозяйство.

С проблемой выбора сталкиваются все экономические организации во все времена. Она носит всеобщий характер. Поэтому все чаще предмет экономической теории определяется как способ распределения ограниченных ресурсов между разнообразными целями или  как управление редкостью.

Конкретизацией проблемы выбора являются три фундаментальных вопроса, которые жизнь ставит перед любым обществом, будь то первобытное племя или современное развитое государство:

1.     Что производить?

2.     Как производить?

3.     Для кого производить?

Вопрос «что производить» никогда не снимается с повестки дня потому, что на него нельзя ответить: «Мы будем производить в необходимых количествах, все блага, в которых есть потребность». Каждый раз общество наталкивается на ограниченные ресурсы, вынужденно делать выбор и от чего-то отказываться.

Можно проиллюстрировать способ решения этого вопроса при помощи кривой производственных возможностей (рис. 2.), которая выражает максимальный потенциально возможный объем производства при полном использовании ресурсов на данном технологическом уровне. 

 

Модель «кривой производственных возможностей» предполагает, что рассматриваемое государство производит два товара или два типа товаров, например, инвестиционные и потребительские товары. Кривая производственных возможностей выражает следующее:

1.        Множество точек на самой кривой показывают возможный технологический выбор, переключение ресурсов с производства товара А на товар Б.

2.        Социально-экономический выбор общества определяется только одной точкой и зависит от экономических, политических, исторических и других условий.

3.        Полностью загруженная экономика при увеличении выпуска одного товара должна сокращать производство другого.

4.        Общество не всегда находится на границе своих производственных возможностей, а чаще внутри. Это связано с недогрузкой мощностей, безработицей, неэффективным регулированием и прочими причинами. Находясь внутри границ производственных возможностей, общество может увеличивать производство одного продукта не уменьшая производство другого.

5.        Экономический рост связан с увеличением экономического потенциала и выражается смещением кривой производственных возможностей вправо. На рисунке 2 это показано штриховой линией.

Альтернативные издержки еще называют вменёнными издержками. Вменённые издержки — это цена выбора. При увеличении производства товара Б приходится жертвовать все бóльшим количеством товара А. Это позволяет сделать вывод о том, что в экономике действует закон возрастающих вменённых издержек. Он означает, что по мере увеличения выпуска любого товара вменённые издержки производства каждой новой его единицы растут.

Разрешение проблемы «как производить» связано с выбором определенной технологии  и необходимого набора ресурсов. Ведь один и тот же результат, может быть достигнут разными средствами. К примеру, ручной труд может быть заменен использованием техники, при этом за высвобождение части рабочей силы экономика должна заплатить увеличением числа машин и, соответственно, затраченного на них капитала. Другими словами, это тоже проблема выбора, но в данном случае выбор ведется между разными ресурсами. Так в зависимости от цен на ресурсы и используемых технологий производители выбирают различные комбинации ресурсов. Поиск наиболее дешевого пути создания продукта составляет важную часть их деятельности. Стоит эта проблема и перед всей экономикой в целом — от ее решения во многом зависит эффективность народного хозяйства.

Ответ на вопрос «как производить» не сводится только к технологическому выбору ресурсов, но предполагает и использование тех или иных организационно-правовых форм производства. Преобладающими могут быть частные или государственные предприятия, крупные или мелкие фирмы и т. д. В разных экономических системах этот вопрос решается по-разному.

Решение третьего фундаментального вопроса — «для кого производить» — связано с проблемой распределения созданного национального продукта между домохозяйствами. Это распределение может осуществляться:

ü     уравнительно,

ü     на основе принципа «по труду»,

ü     в зависимости от вклада в производство всех ресурсов.

Проблема распределения общественного продукта является одной из самых острых проблем экономики, от способа ее решения зависит динамичность экономической системы и ее социальная стабильность. Как и другие стороны проблемы выбора, вопрос «для кого производить» ставит перед обществом дилемму. Ведь чем равномерней распределены доходы и выше социальная стабильность – тем ниже мотивация труда и иной социально-полезной активности (предпринимательской деятельности, изобретательства и т.п.). Напротив, при высокой дифференциации доходов мотивация в обществе очень сильна: движение вверх по социальной лестнице резко повышает материальное благополучие. Но есть и оборотная сторона высокой дифференциации. В таком обществе много обиженных, несправедливость распределения порождает социальную и классовую вражду.


Лекция добавлена 25.04.2012 в 03:25:24