Общественное экологическое движение в Российской Федерации

Общественное экологическое движение в стране представлено общероссийскими региональными и местными экологическими организациями, отделениями международных организаций.

Общероссийские Дни защиты от экологической опасности, проводимые  в стране, способствуют дальнейшей консолидации деятельности общественных организаций, государственных природоохранных органов, профсоюзов, предпринимателей. Совместная работа по реализации природоохранных мероприятий перерастает в массовое движение за оздоровление окружающей среды и охрану здоровья населения. Итоги Дней защиты свидетельствуют о более широком участии населения, общественных организаций, предприятий, учреждений, учебных заведений в природоохранной деятельности. В рамках Дней защиты проводятся практические природоохранные мероприятия – благоустройство и озеленение территорий, посадка леса, обустройство берегов малых рек, расчистка родников, памятных мест, зон отдыха (уборка несанкционированных свалок), акции "Чистый воздух", "Чистая вода", "Чистая земля", мероприятия по общественному экологическому контролю, экологическому воспитанию и просвещению, конференции. Издаются специальные выпуски газет, вестников и т. д. Как правило, эти мероприятия приурочены к памятным датам: Дню воды, Дню земли, Дню памяти погибших в радиационных авариях, Всемирному дню защиты детей, Всемирному дню окружающей среды.

В Дни защиты проводятся массовые природоохранные мероприятия в Республике Северная Осетия-Алания, Республике Хакасия, Удмуртской Республике, Краснодарском и Ставропольском краях, Кемеровской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Мурманской, Рязанской областях, Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах и других субъектах Российской Федерации.

Всероссийское общество охраны природы (ВООП) остается одной из самых массовых организаций, имеет свои отделения в большинстве субъектов Российской Федерации. В 1999 году ВООП отметило свой  75-летний юбилей.  Юбилейные мероприятия привлекли внимание местных органов власти, средств массовой информации, населения к деятельности Общества и его проблемам.

Общество и его отделения на протяжении всего своего существования  выполняют свои уставные цели, используя различные формы и методы работы, участвуя в реализации ряда природоохранных федеральных и местных экологических программ.

Так, в Программе действий по непрерывному экологическому просвещению населения России участвовало более 50 региональных организаций Общества, которые уделяли особое внимание учреждениям дошкольного и школьного воспитания и образования. Этими вопросами в Обществе занимались Дома природы (43), университеты охраны природы (79), курсы (210), любительские клубы (1500), различные экологические центры, методические и творческие группы и т. д. (более 300). В 35 организациях издавались книги, брошюры, плакаты, листовки и другие информационные материалы.

Над программой "Общественный экологический контроль" работало около 30 организаций Общества. Материалы по итогам проверок с рекомендациями и предложениями направлялись в соответствующие государственные органы для принятия решений. Общественными инспекциями, насчитывающими более 4000 инспекторов, зафиксировано свыше 17 тыс. нарушений, привлечено к ответственности около 10 тыс. нарушителей. Экспертными комиссиями проведено более 200 общественных экологических экспертиз.

В рамках программы "Охрана малых рек" благоустроено около 2,5 тыс. км берегов малых рек, 1,6 тыс. родников. В ходе выполнения программы "Зеленый щит", целью которой была проверка состояния зеленых насаждений и озеленение территорий, проведены работы по расчистке насаждений, озеленению и благоустройству территорий на площади около 14 тыс. га.

Организации ВООП принимали участие в проведении таких мероприятий, как смотр работы детских дошкольных учреждений, библиотек, в операциях "Чистый воздух", "Чистая земля", "Биощит", "Марш парков", "Первоцвет", "Отходы" и т. д., а также в Днях защиты-99.

Российский экологический союз (РЭС), осуществляя  собственные уставные задачи (контрольная и экспертная работа, информационная деятельность, взаимодействие с государственными природоохранными органами и т. д.), способствует более широкому участию общественности в решении экологических проблем страны. РЭС также занимается  укреплением Российского экологического движения и преобразованием его в общественно-политическое движение.

Центр экологической политики России (ЦЭПР) в 1999 г. подготовил предложения по приоритетам национальной экологической политики. Эти предложения обсуждались на конференциях и были представлены на рассмотрение Госкомэкологии России и Межведомственной комиссии по разработке концепции экологической политики. ЦЭПР продолжил работу совместно с другими заинтересованными организациями в рамках Программы по ядерной и радиационной безопасности. Центром выпущен ряд брошюр по различным экологическим проблемам, что способствовало повышению информированности различных общественных организаций и специалистов по актуальным вопросам охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Социально-экологический союз (СоЭС)  выполняет  программы и проекты, занимается информационной деятельностью, выпуском региональных газет ("Берегиня", "Зеленый луч", "Зеленый лист"), информационных бюллетеней ("Третий путь", "Экосводка", "Химическая безопасность" и др.), изданием журнала "Вестник АсЭко".

Ассоциация развития российской экологической прессы (Ассоциация "Росэкопресс")   осуществляет  деятельность по сбору и анализу информации об экологической ситуации в России и информированности населения, общественных организаций, государственных органов, учебных заведений и научно-исследовательских учреждений. Информационные материалы публикуются  в общероссийской газете "Зеленый мир", учредителем и издателем которой является Ассоциация.

В 1999 году  Ассоциация "Росэкопресс" при поддержке экологических фондов осуществила просветительскую программу и спецвыпуски газеты "ЗМ – в школы России", "ЗМ – открытый университет", "ЗМ – экология и право", участвовала в укреплении общественного экологического движения, в награждении почетными званиями и дипломами "Зеленый Человек Года" активных общественных и государственных деятелей в области экологии.

Российский Зеленый Крест в рамках программы "Ликвидация вредных последствий гонки вооружений" осуществляет  информационную, реабилитационную, просветительскую деятельность среди населения районов, в которых расположены объекты хранения химического оружия.

В продолжение работ по программе "Экологическое образование"  в 1999 году была проведена 5-я международная конференция, в которой приняли участие российские и международные организации. Для детей, проживающих в экологически неблагополучных районах, были организованы летние оздоровительные лагеря.

Местные организации Российского Зеленого Креста принимают  участие в решении региональных экологических проблем (экспертиза, обследование, законотворческая деятельность и др.).

Российский Зеленый Крест занимает ведущее место в организации деятельности Экологического конгресса, активно сотрудничает с экологическим движением "Кедр".

Все перечисленные выше общественные объединения в 1999 г. принимали участие в организации и проведении 2-го Всероссийского съезда по охране природы, а их лидеры вошли в состав исполнительного комитета по выполнению решений Съезда.

Представленными выше организациями и объединениями не ограничивается общественное экологическое движение. В России зарегистрировано около 2000 экологически ориентированных объединений и неправительственных общественных организаций, большинство которых действует на местном уровне. Активно работают  такие организации, как "Экосогласие", "Экоюрис", Московская экологическая федерация и многие другие. В целом общественное экологическое движение из-за разобщенности является еще недостаточно действенным и влиятельным.

 

Заключение

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Нормативные документы определяют правовую основу государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.        Управление природопользованием  и охраной окружающей среды осуществляется общественными формированиями, юридическими лицами, государственными и муниципальными органами.

Деятельность общественных объединений федерального и регионального уровней, осуществляется  в соответствии с их уставами и возможностями и  направлена на оказание содействия государственным органам в решении разнообразных экологических проблем.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что общественные организации играют немаловажную роль в улучшении экологической обстановки в нашей стране           и чем больше наше правительство и другие государственные органы будут уделять внимания проблемам общественных экологических организаций, тем выше будет результат их деятельности, а значит, будет улучшено экологическое состояние нашей страны и планеты в целом.


Лекция добавлена 19.05.2012 в 07:20:14