Экскурс в историю

 

Введение

Экологи отмечают, что с каждым днем ухудшается экологическая обстановка. И это "понятно". Десятки, сотни тысяч предприятий производят вредные выбросы в окружающую среду. По всему миру идет множество войн, совершаются глобальные экологические преступления. Все говорят о необходимости охраны окружающей среды, но кто же реально защищает экологию? Таким защитником выступает государство и международные организации. В своей работе я рассмотрю государственные меры, которые обеспечиваю конституционное право граждан Российской Федерации на "благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

***

Чтобы лучше понять окружающий мир, происходящие в нем естественные процессы, воздействие человека на природу, роль природы в жизни человека, осознать собственную уникальность и оценить необходимость в благоприятном состоянии природы Земли, попробуем заглянуть во Вселенную, представить себе мириады звезд в многочисленных галактиках... Можно поступить наоборот - из безграничной Вселенной взглянуть на нашу планету, которая, будучи в ней лишь песчинкой, чем-то весьма существенным отличается от всех других планет. Она уникальна. Люди пока лишь строят гипотезы о возможности существования жизни где-то еще.

В ходе естественных процессов Во Вселенной когда-то очень давно на Земле возникли условия для того, чтобы появился и зацвел василек, зажужжала пчела, стали топтать землю гиганты-мамонты и динозавры. Растительный и животный мир планеты так богат и разнообразен, что современный человек при всех его стараниях пока не смог выявить и дать описание большинства его видов. Позже многих других обитателей Земли появился Ьото. Как любое иное дитя природы, ее ограниченная часть, он развивался, удовлетворяя свои потребности за счет других элементов природы и полностью подчиняясь ее законам, и можно предположить, что никогда позже он не был столь послушен им, как на заре своей юности...

 

Экскурс в историю

В то время человек в основном дышал чистым воздухом, пил чистую воду, питался кореньями, ягодами, побегами кустарников. Природа, однако, не была так уж милостива к нему - он испытывал многие, выражаясь современным языком, неблагоприятные ее воздействия. Человек не всегда имел возможность дышать чисты воздухом, т.к. происходили землетрясения, извержения вулканов, лесные пожары, в результате которых загрязнялась атмосфера. Он страдал от холода, зноя, отсутствия огня.

Постепенно человек научился преодолевать некоторые естественные трудности. С помощью каменных орудий он стал срезать ветки, снимать шкуру с убитого животного, раскалывать кость или выкапывать из земли корень. Так человек стал пото ЬаЬШз («человек умелый»). В дальнейшем он совершенствовался, все более приспосабливая природные ресурсы к своим интересам, научился охотиться, разводить и поддерживать огонь; стал руководствоваться не только инстинктами, но и обрел способность думать. Человека этого периода ученые назвали пото 8ар1епз («человеком разумным»).

 

Очевидно, с этого времени и изменился характер взаимоотношений человека с остальной частью природы. Проявляя качества   "человека разумного", он удил рыбу, охотился, выжигал леса, создавая условия для растениеводства, занимался бортничеством - добычей меда диких пчел. Однако до того как начал развиваться активный торговый обмен, человек эксплуатировал природные ресурсы исключительно с целью удовлетворения собственных нужд. Развитие торговли явилось фактором возникновения хищнического отношения к природе. Когда человек научился добывать и перерабатывать руду, его воздействие на природу усиливается, становится еще   более   разнообразным.   С   развитием   сельского   хозяйства, промышленности, транспорта, энергетики многократно увеличиваются не только разнообразие, но и масштабы такого воздействия. В процессе пользования землей человек истощал ее плодородие, ухудшал структуру почвы, способствовал развитию эрозии. В результате чрезмерных рубок леса на его месте образовывались пустыни. Нерациональное природопользование вело к истощению природных богатств - одной из форм деградации природы.

В процессе развития человеческого общества усиливался пресс на природу, например путем химического загрязнения атмосферного воздуха, вод, почв. Человек начал загрязнять атмосферу, разведя первый костер. Но современная  химическая  промышленность,  металлургия,  транспорт, агрохимизация как факторы антропогенного химического загрязнения природы уже несравнимы с костром.

Развитие авиации, эксплуатация транспортных средств, выполнение разного рода строительных работ, эксплуатация механизмов сопровождаются шумом, а шум в современной науке рассматривается в качестве одного из видов физического воздействия на природу. Другими его видами является вибрация «создаваемая к примеру, при выполнении строительных работ, эксплуатации метро и т.п.»;  электромагнитные воздействия «при использовании электроэнергии»; радиация. Хотя радиоактивные вещества и материалы - химические по своей природе, но в зависимости от обстоятельств они оказывают не только токсическое, но и физическое воздействие посредством облучения.

И, наконец, в своей жизнедеятельности человек оказывает на природу биологические  воздействия - в  процессе эксплуатации  объектов микробиологии, медицинской промышленности, канализационных систем в природу поступают бактерии, вирусы, грибки и другие микроорганизмы. Разновидностью биологического воздействия является интродукция видов растений и животных, новых для конкретной экологической системы.

Чтобы осознать и оценить экологические проблемы, важно подчеркнуть, что состояние природы ухудшается не только под воздействием деятельности человека. Природа всегда изменялась, даже деградировала и в ходе естественных процессов. Естественные факторы вредного воздействия - это землетрясения, извержения вулканов, цунами, климатические изменения, ураганы, смерчи, лесные пожары, вызванные ударом молнии и пр. Пока человек не смог даже с полной уверенностью объяснить, почему исчезли мамонты, динозавры, другие гиганты. Так одна из новейших гипотез исчезновения динозавров выдвинута Имперским колледжем и музеем естественной истории в Лондоне. Опираясь на результаты геологического обследования полуострова Юкатан «Мексика», они пришли к выводу, что животные погибли после того, как 65 млн. лет назад на Землю упал гигантский астероид. Последствия удара были равнозначны взрыву 10000 водородных бомб. В результате началась всемирная «ядерная зима»: после взрыва в воздух поднялось такое количество пыли и обломков породы, что солнечный свет не доходил до поверхности планеты в течение нескольких месяцев. Фотосинтез в это время не происходил. Постоянные источники пищи бизонов были быстро истощены.

Невосполнимых потерь в связи с естественным процессом развития было в разнообразном мире природы немало. Последствия стихийных бедствий бывают драматичны не только для природы, но и для человеческого общества. Но человек, как правило, не может непосредственно влиять на них, предупреждать  их. Однако он может и должен их прогнозировать и принимать меры к тому, чтобы предотвратить, насколько это возможно, и минимизировать отрицательные последствия, в том числе экологические. Например, человек способен повлиять на размеры лесного и иного пожара от молнии и соответственно уменьшить причиненный им ущерб. Он может прогнозировать, предвидеть землетрясения, цунами, ураганы и эвакуировать людей, а также принять другие необходимые меры.

Исторический экскурс в сферу взаимодействия человека и природы важен нам прежде всего для того, чтобы показать, что человек-часть природы. Вне природы, не пользуясь ее ресурсами, он не может существовать. На современном этапе мы менее зависимы от природы, так как научились многое делать для удовлетворения своих разнообразных потребностей. Но основой и источником жизни человека является и всегда будет природа.

Природа Земли, формировавшаяся в течение миллиардов лет, - богатейший источник разнообразных знаний: о процессах и законах эволюции Земли и ее экологических систем, о механизме функционирования природы, о том, почему появился человек, как он развивался и что его ожидает, если не будет резко ограничена его разрушительная по отношению к остальной природе деятельность будет резко ограничена его разрушительная по отношению к остальной природе деятельность. Чтобы строить корректные отношения с природой, человек заинтересован во всей этой информации, но получена она может быть только посредством организации и проведения научных исследований, а затем использована для создания механизмов, в том числе правовых, регулирования своего отношения к природе.

Далее, взгляд на историю взаимоотношений человека и природы позволяет судить об истинном его отношении к ней. По результатам человеческой деятельности относительно природы можно судить о нравственности человека, уровне его цивилизованности, а также о его социальной ответственности перед будущими поколениями.

Нетрудно заметить, что воздействие людей на природу проявляется в процессе и в результате удовлетворения человеком своих потребностей. Конечно,  наиболее   значительными   они   оказываются   вследствие удовлетворения материальных потребностей и связанного с этим развития промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и т.д.

Соответственно, сохранение благоприятного состояния природы, ее качественных и количественных характеристик может быть обеспечено посредством регулирования отношения человека к природе в процессе удовлетворения его потребностей за счет средств природы. При этом как биологическое существо и часть природы человек должен соблюдать законы ее развития.


Лекция добавлена 19.05.2012 в 07:09:44