Физиологические основы языка

Физиологические основы языка. Восприятие и память. Виды памяти. Эмоции. Эмоциональные реакции и состояния

Взаимосвязь организма с внешней средой происходит благодаря сигнальной системе - совокупности процессов в нервной системе, осуществляют восприятие, анализ информации и реакцию - ответ организма. Первая сигнальная система - это система, которая через рецепторы воспринимает непосредственные, конкретные раздражители (сигналы) внешнего мира - предметы или явления.


ВНД человека сформировалась в процессе труда и социальных отношений, и поэтому она проявляется на основе как первого, так и второй сигнальных систем. У человека первая сигнальная система обеспечивает материальную основу для ощущений, представлений, впечатлений, восприятие естественного и общественного окружающей среды, что является основой для конкретного мышления. Вторая сигнальная система есть только у человека, она возникла в процессе коллективной трудовой деятельности и связана с функцией языка. С помощью слова передаются сигналы о конкретных раздражители, и слово в данном случае выступает как принципиально новый раздражитель - сигнал сигналов. Для человеческой речи характерен очень высокая степень обобщения. Человек обобщает не только понятия о предметах, их свойства и признаки, о явлениях природы, а и свои ощущения, чувства, переживания. Словесное мышление позволяет ей отвлечься от конкретных обстоятельств действительности. Язык человека становится средством абстрактного мышления и определяет поведение людей. Устная и письменная речь, а также память (комплекс процессов, происходящих в ЦНС и обеспечивают накопление, хранение и воспроизведение индивидуального опыта) помогают человеку ознакомиться с опытом других индивидуумов, социально-историческим опытом человечества, обеспечивает преемственность поколений и непрерывность развития науки , техники и культуры.

Различают оперативную (сенсорную), кратковременную и долговременную (вторичную) память. По качественным характеристикам память делят на логически-смысловую и чувственно-образную. Как и все функции организма, память можно развивать, тренировать и укреплять. Развитие памяти осуществляется путем постоянной тренировки.

Язык причиной совершенствования такой сложной формы психики, как эмоции - особые реакции организма человека на внешние и внутренние раздражители, одна из форм отражения объективной действительности, в которой преобладает субъективный характер психических процессов. Благодаря им психика человека отличается сложностью и разнообразием. Все эмоции (эмоциональные реакции) разделяют на позитивные (радость, удовольствие, восхищение), и отрицательные (гнев, ужас, отвращение и т.д.). Эти реакции не контролируются сознанием, поэтому их трудно сдержать, и необходимо это делать в определенных ситуациях. Эмоциональные состояния - переживания более или менее продолжительные. К ним относят возбуждение, угнетение, страх, тревогу. Состояние является переменным психическим явлением. Необходимо предотвращать развитие негативных эмоций. Это достигается воспитанием сдержанности и свободы (сознательным управлением эмоциями и действиями).


Лекция добавлена 27.02.2014 в 17:29:38