Взаимное влияние процессов антропогенеза и социогенеза

Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека называется антропологией. Антропология как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX века. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. Процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества называется антропогенезом или антропосоциогенезом. Проблемы антропогенеза стали изучаться в XVIII веке. До этого времени господствовало представление, что человек и народы всегда были и являются такими, как их создал творец. Однако постепенно в науке, культуре, общественном сознании утверждалась идея развития, эволюции, в том числе и применительно к человеку и обществу. В середине XVIII века К.Линней положил начало научному представлению о происхождении человека. В своей "Системе природы" (1735 г.) он отнес человека к животному миру, помещая его в своей классификации рядом с человекообразными обезьянами. Голландский анатом П.Кампер показал глубокое сходство в строении основных органов человека и животных. В XVIII - первой половине XIX века археологи, палеонтологи, этнографы накопили большой эмпирический материал, который лег в основу учения об антропогенезе. Большую роль сыграли исследования французского археолога Буше де Перта. В 40-50-х гг. XIX века он искал каменные орудия и доказывал, что их использовал первобытный человек, живший одновременно с мамонтом и др. Эти открытия опровергали библейскую хронологию, встретили бурное сопротивление. Только в 60-е гг. XIX века идеи Буше де Перта признали в науке. Однако даже Ламарк не решался довести до логического завершения идею эволюции животных и человека и отрицать роль бога в происхождении Революционную роль в учении об антропогенезе сыграли идеи Дарвина.

 В современной науке существует множество ответов на вопрос, что такое человек и в чем его сущность. Исследователи выделяли различные природные, биологические, психологические, социальные, духовные характеристики. Для начала попытаемся ответить на вопрос о происхождении человека. Выделение человека из животного мира – столь же грандиозный скачок, как и возникновение живого из неживого. Предыстория человечества по сей день остается загадкой. Превращение животных в людей не могло быть мгновенным событием, с неизбежностью должен был пройти длительный период становления человека (антропогенез) и становления общества (социогенез). Это две неразрывно связанные стороны единого процесса – антропосоциогенеза.

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ – процесс происхождения человека, становление его как биологического вида (антропогенез) в процессе формирования общества, которое, в свою очередь обозначается социальным развитием или социогенезом. Методологической основой антропогенеза является естественно-материалестическая теория развития, генетика и дарвинизм, диалектически объясняющие взаимоотношения биологического и социального факторов эволюции человека как замещение более высокой формой материи – социальной более низких – биологических, которые не отменяются, а лишь подчиняются и преобразуются первой. (таб.1)

 

Важную роль в процессе антропогенеза играла осознанная целенаправленная трудовая деятельность, повлекшая совершенствование головного мозга, развитие конечностей формирование сознания. Роль труда как основного фактора антропогенеза была неодинаковой на разных этапах его развития, поскольку в ранее стадии первобытного общества (стаде) прогресс в социальной организации в значительной мере – зависел от биологических изменений человека; в целом процесс антропогенеза сопровождался постепенным сужением сферы действия естественного отбора в строну возникновения общественных закономерностей и создания социально-культурной среды. Труд – орудийная деятельность. У животных орудиям труда выступают непосредственно предметы природы. Так, шимпанзе использует палки, притом заранее, для добывания своего лакомства – термитов и муравьев. Доступно обезьянам и изготовление простейших орудий. Шимпанзе, например, может заострить палку, но только -  зубами, в отличие от человека, который использует для этого тот или иной режущий инструмент. Словом животные могут многое. Но вот чего нет в животном мире и что является уникальным достоянием человека, так это изготовление, производство одних орудий с помощью других орудий, а не просто пользование орудиями труда и их изготовлением.

Роль труда в антропогенезе велика, что можно, не отступая от истины и повторяя слова Ф.Энгельса сказать: труд создал самого человека. (см. "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека")

  Параллельно с разнообразными попытками оценить деятельность человечества в масштабе планеты после появления книги Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» шла разработка сравнительно-анатомической проблемы места человека и его предков в животном мире в целом и внутри отряда приматов. При этом речь  идет не о трудовой деятельности предков человека и коллектива древних и современных людей, а лишь о строении тела и его функциях. Подобный подход много уже, чем предыдущий, опирающийся на учет деятельности людей. Каждый из подходов имеет полное право на существование, так как они служат своим вполне определенными целям и отражают две стороны сущности человека, неразрывно связанные в каких-то своих проявлениях на ранних этапах развития  человека и общества, но в то же время выступающие и самостоятельно, - его биологическую природу, трансформированное в процессе антропогенеза наследие предков, и его социальную природу, новоприобретение в ходе антропогенеза.


Лекция добавлена 08.08.2012 в 16:46:49