Становление человеческого общества. Этапы этого процесса

 

Развитие человека шло параллельно и в неразрывной связи с укреплением человеческого коллектива, становлением общества.

Эволюционно-биологическим прообразом общества является Стадо. Ближайшим в рассматриваемом плане было стадо обезьян. Но, вообще-то, коллективно-стадным, или групповым, образом жизни в природе отличаются многие: муравьи, пчелы, утки, волки и т.д. Некоторые исследователи начинают отчет этой «групповщины», или «общественной жизни», с рыб. Но и это, оказывается, не предел. Есть ученые, которые находят «общественную жизнь» даже у растений. Современный ученый Ян Щепанский, например, так определяет растительное сообщество: «это совокупность организмов, связанных взаимным воздействием на жизненные процессы друг друга и воздействием на  общую для них среду». Все живые существуют обществами – так думал П.А. Кропоткин.

Со стада, стадности начинался и социогенез, т.е. процесс становления общества. Первобытное человеческое стадо представляло собой небольшую группу людей (примерно 30-40 человек), кочевавшую с места на место в поисках охотничьей добычи и растительной пищи. Труд был крайне примитивным, едва выходящим за «животные» границы. В качестве орудий труда использовались преимущественно палки, дубины,  а также камни – как правило, в первозданном, не обработанном виде. Разделения труда, по сути, тоже не было. Женщины и мужчины, похоже, занимались одним и тем же трудом: охотой, собирательством. Хотя к концу рассматриваемой эпохи, эпохи первобытного стада, естественное (по полу и возрасту) разделение труда все-таки наметилось. Межгрупповые взаимодействия, связи между отдельными стадами были крайне неустойчивыми  и спорадическими. Оседлости, постоянных жилищ у стадно-первобытных людей не было, но стойбища, куда они периодически возвращались после «трудного дня» с добычей, богатой или бедной- как повезет, уже появились. Половые связи в первобытном стаде оставались непорядочными; никаких социальных норм (табу, запретов), их регулирующих, не было. Реальностью была первобытная общность женщин, групповой брак, что не исключало, впрочем, существования временных брачных пар.

На смену первобытному стаду приходит первобытная  община. Временные стойбища уступают место боле или менее долговременным жилищам – первой, исходной форме оседлости. Появляются большие общинные дома или группы мелких жилищ. Едва наметившееся в первобытном стаде естественное разделение труда получает в первобытной общине свое дальнейшее развитие. Женщины начинают «специализироваться» на собирательстве съедобных дикорастущих растений, корней, плодов деревьев, мужчины – на охоте, рыбной ловле, изготовлении орудий. Свой вклад в общее дело вносили подростки и пожилые. Высказывается предположение, что характерные для рассматриваемого периода скребла и остроконечники были соответственно женскими  и мужскими орудиями труда. По мере усложнения хозяйственной жизни разделение труда по полу и возрасту становится более дробным и глубоким.

Основная ячейка первобытной общины – род. На роды распалось, развившись и тем исторически исчерпав себя, первобытное стадо. Род – это коллектив кровных родственников, по-другому, группа людей, объединенных кровнородственными связями и зависимости. В своем развитии род прошел две последовательных стадии – матриархат и патриархат (к ближе к концу рассматриваемой эпохе). При матриархате счет родства велся по материнской линии, что отражало важную роль женщины в жизни общины и естественную в начале этой стадии неупорядоченность (не ясно, кто отец) брачных половых отношений. Впрочем, значение имел, видимо, не сам факт рождения определенной матерью, сколько узы сотрудничества, закономерно связывавшие живущих рядом людей, их совместная деятельность. Не случайно ребенок в некоторых примитивных культурах и сегодня не считается членом рода, пока не пройдет определенного обряда (инициации), доказывающего, что он может приносить сородичам ту же пользу, что и взрослые. В отличие от первобытного стада, которое было эндогамным (endon – внутри, gamos – брак), род – общность – экзогамная. Экзогамия, т.е. запрет браков внутри рода, стала важным этапом в развитии первобытной общины. Кровосмешение тормозило развитие физической природы человека, было причиной ссор, ревности и других столь же бурных страстей, отвлекавших от хозяйственных дел и совершенствования культуры совместного бытия. Экзогамия в перспективе обусловило возникновение парной семьи.

Экзогамия, а также очевидные преимущества более широких объединений в условиях непрекращающейся борьбы за выживание – эти и подобные им факторы толкали на установление и развитие межродовых связей. Так появились племена. Племя имело свою довольно обширную территорию, на которой оно жило, охотилось, кочевало и которую оно защищало от посягательств со стороны соседних племен.

Становление первобытной общины имело одной из своих «линий» возникновение первых религиозных верований, которые, как правило, связывались с погребальным обрядом, культом мертвых (предков). Покойников начали хоронить в специально вырытых углублениях, в могилу нередко клали орудия труда, другие погребальные приношения. По мере развития первобытной общины обогащались и ее религиозная жизнь – за счет анимизма (представлений об одушевленности всего существующего), тотемизма (веры в сверхъестественную связь и кровную близость рода с каким-нибудь животным или растением) и магии ( веры в способность с помощью определенных ритуальных действий влиять в нужном направлении на природу, людей и животных). В дальнейшем, на более «продвинутом», как теперь, выражаются, этапе развития появляется идея Творца, от которого зависит жизнь и благополучие общины.

На первых порах всего добываемого родом едва хватало на то, чтобы прокормиться, выжить. Однако с развитием производительных сил, одомашниванием растений и животных, в особенности же с переходом от мотыжного к плужному земледелию, появляется прибавочный продукт, который создает экономическую возможность для появления таких свободных от основного занятий «профессий», как шаманство, торговля, ремесло, для существования одних людей за счет труда других, для накопления богатства в руках отдельных семей. Плужное земледелие и скотоводство требует в основном мужских рук. Женщина с ее домашним хозяйством (собирательством, поддержанием домашнего очага, воспитание детей) начинает отходить на второй план. Все это приводит к замене материнского рода отцовским, матриархата – патриархатом. Счет родства, равно как и передачу накопленного имущества начинают вести по отцовской линии.

Появление патриархата знаменует собой начало разложения первобытной общины и исторической замены ее собственно обществом, без добавки «первобытное». Первобытным обществом являются как раз стадо и община. Но поскольку  все же речь идет об очень далеких от нас временах, то о характерном для них обществе можно сказать, что оно – древнее.

С переходом от общины к обществу начинают набирать стабилизирующую силу все те признаки, которыми обладает понятие «общество». Общество – это исторически сложившаяся, развивающаяся, сложная система социальных отношений, включающая различные способы взаимодействия и формы взаимосвязи людей. В более узком смысле под обществом понимают также самую большую группу людей, в рамках которой осуществляется их жизнеобеспечение и воспроизводство.

Что касается данного этапа, перехода от общины к обществу,  то в нем можно выделить два процесса. Первый – окончательной утверждение и последующее углубление общественного разделения труда, т.е. дифференциация (разделение) совместной деятельности на отдельные, относительно самостоятельные занятия в соответствии с общественными потребностями, способностями, навыками и умениями людей. Второй – институционализация, т.е. организационное закрепление, объективизация и формализация традиционных норм, ценностей и верований людей. Институализированная религия – это жрецы, «расписанные» правила поведения, храмы и прочая внешним образом выраженная сакральность.

Переход от общины к обществу – длительный процесс. И более сложный, чем просто смена одной исторической формы человеческой жизнедеятельности другой. Община перестает существовать  как форма общественного устройства, но община сохраняется в обществе, в укладе жизни людей, официально – как граждан, слабо связанных в масштабе страны, но тесно сплоченных в тех или иных группах (кастах, кланах). Община сохраняется также как пережиток – в сознании, менталитете людей.


Лекция добавлена 08.08.2012 в 17:27:56