Планеты

Планеты  представляют собой  темные  тела сферической  или почти  сферической формы,  которые  вращаются  вокруг  Солнца. Планеты земной группы  состоят  из плотного каменистого  вещества, а так же металлов, планеты-гиганты состоят  практически  из водорода и других подобных ему легких веществ, например метана и аммиака. Пять планет (Меркурий, Венера,  Марс,  Юпитер, Са- турн)  были известны еще в древности, их называли блуждающими звездами. Планетам давали разные имена, но названия планет к нам пришли из Древнего Рима.

Меркурий  — самая  близкая планета к  Солнцу. Эта  планета получила  свое название в честь  бога-посланника  из-за  своей большой скорости вращения вокруг Солнца. Меркурий движется быстрее всех планет со скоростью  174 000 км/ч и делает  один оборот  вокруг  своей оси за 58,65 земных  дней.  Ось  вращения планеты и ее орбита практически  перпендикулярны.  Диаметр Меркурия  4881 км,  масса составляет 1/20 массы  Земли и равна  гр, расстояние от Солнца 57,91 млн км, средняя плотность  равна 5,45±0,05 г/см3,  температура на солнечной стороне достигает отметки 650 ºС, а температура на темной стороне планеты опускается до 200 ºС. В перигелии  движение Меркурия по орбите происходит быстрее, чем его вращение. Альбедо Меркурия, похоже с альбедо  Луны  и равно 0,06. Также  схожесть  с Луной Меркурию  придает и рельеф поверхности  планеты, в котором преобладают кратеры.  У Меркурия  имеется слабая, сильно разряженная  аргоновая  атмосфера,  которая  не может удержать какую   либо газовую  оболочку  из-за  высоких  температур,  которым  подвергается  поверхность  планеты. Меркурий  не имеет естественных спутников.

Венера  —  вторая  по  счету  планета от  Солнца. Венера  схожа своими размерами и массой  с Землей. Радиус Венеры  равен 6050±5  км,  расстояние  до Солнца равно  108,21  млн км,  масса Венеры    гр, средняя плотность 5,52 г/см3.  В отличие от Земли и Меркурия Венера движется в обратную сторону  и делает  полный оборот вокруг своей оси за 243,16 земных дней.
Наклон оси у Венеры составляет 84º  к плоскости  орбиты. Тем-  пература поверхности  Венеры  очень велика  — от 250 до  450  ºС, хотя  верхний слой атмосферы  имеет температуру  –39  ºС. У Ве- неры имеется атмосфера,  в которой  преобладает  углекислый газ (СО2 — 97%) и низкое содержание кислорода (0,1%) и водяных паров (0,05%).
Атмосфера Венеры сильно затянута облаками, в результате чего проявляется парниковый эффект. Из-за этого эффекта на поверх- ности Венеры и в нижних слоях атмосферы высокая температура.
На Венере не было обнаружено магнитное поле, радиационный пояс  и ионосфера.  При  проведении радиолокационных исследований Венеры были обнаружены участки  поверхности с меньшей температурой по сравнению с основной поверхностью.

Марс — четвертая планета от Солнца. По  размерам Марс не- что среднее между Землей и Луной.  Марс иногда называют «красной планетой». Масса  Марса   гр, среднее расстояние от Солнца 227,94 млн км, период обращения вокруг своей оси 24 часа 37 минут и 23 секунды,  экваториальный диаметр Марса 6788 км, полярный диаметр равен 6 710 км. Марс нельзя назвать планетой высоких  температур,  на  экваторе  температура  поднимается  до +30  °С,  в области полюсов летняя температура равна +6 ºС.
Ночью температура опускается ниже нуля: до –45 °С летом и до –85  °С  зимой. Атмосферное давление на Марсе в 100 раз меньше атмосферного давления Земли Средняя плотность Марса 3,94 г/см3, наклон оси вращения практически совпадает с наклоном оси Земли и составляет приблизительно 65º.
На Марсе, как и на Земле, совершается смена времен года, однако их длительность в два раза превышает длительность земных.
У Марса существует  атмосфера,  в состав которой  входят углекислый газ (около 90%),  аргон (приблизительно 40%),  некоторое количество азота, окись углерода (чуть более  0,001%)  и вода в осажденном виде в количестве 30—40 микрон.
Воды в атмосфере Марса очень мало, менее 1% от количества воды содержащейся  в земной  атмосфере,  об этом  также  свидетельствует крайне  редкое появление голубых  облаков и  стремительное таяние полярных шапок с наступлением теплого периода.
Поверхность планеты  имеет много устойчивых  деталей, которые позволили составить в подробностях  ареографическую карту.
На  Марсе  существуют  полярные шапки,  которые  из космоса выглядят как белые  пятна,  расположенные около полюсов. Существует предположение, что  эти шапки  состоят  из замороженной углекислой кислоты (сухой лед). Полярные шапки исчезают и наступлением лета в том полушарии, где они находятся.  Большая часть  поверхности  Марса  имеет красно-оранжевый цвет, считается,  что этот оттенок  дает окись железа, которая  преобладает на поверхности Марса. Считается, что две третьи поверхности Марса
занимают пустыни, одну треть — «моря», также встречаются  темные пятна,  которые  называются  «оазисами», с темными узкими полосами, «каналами»,  которые соединяют их с морями.
Иногда  в районах  пустынь можно увидеть пятна  пылевых туч желтого цвета. Эти  тучи передвигаются по планете со скоростью в 30км/ч.  Рельеф Марса  имеет схожесть  с лунным, на Марсе обнаружено  около 100  000  кратеров.  Три  процента  марсианских кратеров обладают центральными горками, диаметры кратеров колеблются от 3 до 185 км. На  красной  планете также были обнаружены горы,  высота которых  колеблется от 1 до 4 км. Горные  цепи на Марсе достигают  длины 180 км. У Марса обнаружили наличие
ионосферы,   которая  состоит  из нескольких слоев. Средняя   высота одного слоя равна 123 км,  плотность его 9*104   электрон/см3, средняя высота другого 95 км, а плотность его 2*104 электрон/см3.
Орбита Марса имеет значительный эксцентриситет, равный 0,093 в отличие от Земли, эксцентриситет которой равен 0,017.
Из-за  этого   происходят  великие   противостояния,  во  время которых   расстояние  между Землей и Марсом  составляет  всего 56 000 000 км,  что  дает нам возможность  подробно  рассмотреть красную планету и больше узнать о ней. Свое название Марс получил в честь бога войны, из-за своего красноватого оттенка. У Марса имеются два спутника  — Фобос  и Деймос («страх» и «ужас» ко-  торые непременно идут бок о бок с войной)

Фобос — ближайший спутник  Марса.  Среднее  расстояние  до Марса 9000 км, оборот вокруг Марса он совершает всего лишь за 7 часов 39 минут,  то есть намного  быстрее, чем Марс  вращается вокруг своей оси. Подобного случая  больше нет во всей Солнечной системе. Радиус Фобоса  составляет всего лишь 15 км,  масса его равна 1,4*1019 гр, средняя плотность 3 гр/см3.

Деймос  —  второй  спутник   планеты Марс.  Среднее  расстояние до Марса составляет 23 500 км, полный оборот вокруг своей планеты он совершает за 1 день 6 часов 18 минут. Радиус Деймоса 6 км, масса его равна 4*1017 гр, средняя плотность 2 гр/см3.

Юпитер — пятая  планета от Солнца. Юпитер  является  самой большой  планетой  в  Солнечной  системе.  Юпитер   относится к планетам-гигантам. Масса  Юпитера  1,900*1030  гр среднее расстояние до Солнца 778,3 млн км, период обращения вокруг своей оси 9 часов 50 минут,  что  придает Юпитеру  видимую сплюснутость.  Юпитер  вращается вокруг своей оси зонами, экваториальная зона, ширина которой от15 000 до 25 000 км, вращается с периодом в 9  часов 50 минут, другие высокоширотные зоны Юпитера вращаются с периодом 9 часов 55 минут.
Поверхность Юпитера  пересечена рядом полос, которые  расположены параллельно  экватору.  Эти  полосы являются  последствиями  столь быстрого  вращения  Юпитера   вокруг  своей  оси.
У полос имеются четкие границы,  они вращаются  с разной скоростью, и относительная скорость двух полос может достигать 300 км/ч.  Угловой диаметр Юпитера, в зависимости от того,  как  далеко находится Земля, может менятся  от 32 до 52?. На 75% массы Юпитер  состоит  из водорода, содержание других элементов достигает 25%.
У Юпитера имеется наружный  слой, который состоит из молекулярного водорода и имеет толщину 11 000 км. Также при спектральном анализе Юпитера в спектре были найдены полосы метана и ам- миака. На  дне «водородного мира» давление превышает 700 000 атмосфер, при котором водород переходит в металлическое состояние, т. е. плотность водорода резко возрастает до 0,8 г/см3. Ширина металлического водородного слоя составляет 40 000 км, или  0,55 радиуса, масса такого слоя составляет 65% всей массы Юпитера.  У Юпитера имеется ядро, радиус которого  оценивается  как  0,30 радиуса всей планеты, а масса приблизительно равна 30% общей массы Юпитера.
Плотность  ядра  11  г/см3,   давление  внутри  ядра  составляет 85 млн атмосфер. Из-за того что Юпитер  сильно удален от Солнца температура (над облаками) очень низкая,  где-то 140—145 ºС, в связи этим в атмосфере в газообразном состоянии  могут  находиться только водород, метан и аммиак. Однако температура ядра достигает значения 30 000. Между темными цветными полосами и более  светлыми зонами в атмосфере Юпитера  происходят сложные атмосферные  явления.
Например,  Большое красное пятно  представляет собой огромный  атмосферный вихрь, который  на протяжении  всего периода наблюдения меняет свой размер, яркость  и цвет. Его  размеры 40*14 тыс. км. С 1901 г. появилась темная полоса, длина которой приблизительно  70  000  км,  ее назвали   Большим  тропическим возмущением. Это  пятно  движется быстрее, чем Красное пятно, и обгоняет  его, как бы обтекая,  двумя потоками.  Полный оборот вокруг Солнца Юпитер  делает  приблизительно за 12 земных лет.
Свое название Юпитер получил в честь мифологического римского  царя богов, из-за того,  что Юпитер  является на небе одной из ярчайших  звезд, ярче него  только Венера.  При  изучении радиоизлучения  Юпитера  были обнаружены  радиационные пояса, которые  имеют  некоторое  сходство  с  радиационными  поясами Земли, диаметром в 400 000 км,  и сильное магнитное поле. Оно, как  и на Земле, двухполюсное, только  обратное по сравнению  с земным магнитным полем.
Источником магнитного   поля по  всей  видимости являются электрические токи в верхнем слое жидкого водорода, в верхних слоях атмосферы  напряженность магнитного  поля не постоянна, но при этом оно все равно больше земного от 1,5 до 7 раз.
Размеры  магнитного   поля  постоянно меняются   из-за  давления солнечного ветра, оно  может вытягиваться  по направлению к Солнцу на 15 млн км и в противоположную сторону на расстояние 690 млн км, выходя за орбиту соседней планеты Сатурн. У Юпитера имеются 16 естественных  спутников.  Четыре самых крупных из них (Ганимед, Каллисто, Европа и Ио)  описал Галилей в 1610 г.

Метида — первый от Юпитера  естественный  спутник. Имеет диаметр 40 км, расстояние до планеты приблизительно 127 800 км, период обращения вокруг своей оси равен 7 часам 4 минутам. Этот спутник  открыл Синнот в 1980 г.

Фива — второй естественный  спутник  Юпитера.  Имеет  диаметр около 38 км, расстояние до планеты 128 000 км, период обращения вокруг своей оси равен 7 часам 8 минутам. Спутник был открыт  в 1979 г. Джевиттом.

Амальтея — третий естественный  спутник  Юпитера.  Имеет диаметр 256 км, расстояние до Юпитера  181 500 км, период обращения вокруг своей оси 11 часов 57 минут. Спутник открыл в 1892 г. Бернард.
Амальтея  своей  формой  напоминает  мяч  для игры  в  регби и имеет темно-красный окрас.  На  Амальтее  были  обнаружены следы метеоритных ударов.

Адрастея — четвертый естественный  спутник  Юпитера.  Имеет диаметр приблизительно 80 км, расстояние до Юпитера 223 000 км период обращения вокруг своей оси 16 часов 16 минут. Спутник был открыт  в Синнотом в 1980 г.

Ио — пятый  естественный  спутник  Юпитера.  Имеет  диаметр приблизительно 3 632 км,  расстояние  до Юпитера  422 000 км, период обращения  вокруг  своей оси 1 день 18 часов 28 минут.
Спутник был открыт  Галилеем в 1610 г. Ио  не имеет строго определенного цвета, он  является одним из наиболее  геологически-активных  внеземных  миров. На  нем  обнаружены  действующие вулканы, выбрасывающие вещества, содержащие серу,  что  придает некоторым  районам Ио  красный, коричневый,  оранжевый, голубой, белый и черный  цвета. Ио  всегда обращен  к  Юпитеру одной стороной, т.к. периоды вращения и обращения совпадают.

Европа — шестой  естественный  спутник  Юпитера.  Имеет диаметр приблизительно 3 126 км, расстояние до Юпитера 671 400 км, период обращения вокруг своей оси 3 дня 13 часов 14 минут. Спутник был открыт  Галилеем в 1610 г. На  поверхности Европы была обнаружена вода. Европа  всегда обращена к Юпитеру  одной стороной, т.к. периоды вращения и обращения совпадают.

Ганимед — седьмой естественный  спутник  Юпитера.  Име- ет диаметр приблизительно 5 126 км,  расстояние  до Юпитера 1 071 000 км, период обращения вокруг своей оси 7 день 3 часа 43 минуты. Спутник был открыт Галилеем в 1610 г. Ганимед является самым большим спутником  Юпитера  и всей Солнечной системы.
На поверхности были обнаружены древние области с большим количеством кратеров, похожих на лунные, а так же молодые области,  которые   были  образованы  тектонической  активностью. Существует теория, по которой  Ганимед может  состоять  на 50% из воды, перемешанной с твердыми породами. Ганимед всегда обращен к Юпитеру  одной стороной, т.к. периоды вращения и обращения совпадают.

Каллисто  —  восьмой  естественный   спутник   Юпитера.   Име- ет  диаметр  приблизительно  4820  км,   расстояние   до  Юпитера 1 884 000 км, период обращения вокруг своей оси 16 день 16 часов 32 минуты.  Спутник был открыт  Галилеем в 1610 г.  При  исследовании фотографий, сделанных с аппарата «Вояджер», было обнаружено,  что поверхность  Каллисто имеет вид самого древнего спутника  с наибольшим количеством ударных кратеров.
Возраст  Каллисто может быть чуть более  4 млрд лет. Каллисто всегда обращен к Юпитеру  одной стороной, т.к.  периоды вращения и обращения совпадают.

Леда — девятый естественный  спутник  Юпитера.  Имеет  диаметр приблизительно 7 км, расстояние до Юпитера  11 094 000 км, период обращения  вокруг  своей оси 238 дней 7 часов. Спутник был открыт  Ковалом в 1974 г.

Гималия — десятый естественный спутник Юпитера. Имеет диаметр приблизительно 170 км, расстояние до Юпитера 11 487 000 км период обращения вокруг своей оси 250 дней 57 часов. Спутник обнаружил Перин в 1905 г.

Лизистея  —  одиннадцатый  естественный   спутник   Юпитера.
Имеет  диаметр приблизительно 14 км,  расстояние  до Юпитера 11 861 000 км, период обращения вокруг своей оси 263 дня 65 часов. Спутник был открыт  Николсоном в 1983 г.

Элара — двенадцатый естественный  спутник  Юпитера.  Имеет диаметр равный 80 км, расстояние  до Юпитера  11 747 000 км, период обращения вокруг своей оси 259 дней 65 часов. Спутник открыл Перрин в 1905 г.

Ананке    —   тринадцатый    естественный    спутник     Юпитера.
Имеет  диаметр приблизительно  14  км,  расстояние  до Юпитера 21 250 000 км, период обращения вокруг своей оси 631 день. Спутник был открыт Николсоном в 1951 г.

Карме   —  четырнадцатый    естественный   спутник    Юпитера. Имеет  диаметр приблизительно 14 км,  расстояние  до Юпитера 22 540 000 км, период обращения вокруг своей оси 692 день. Спут- ник был открыт  Николсоном в 1938 г.

Пасифе —   пятнадцатый   естественный    спутник    Юпитера. Имеет  диаметр приблизительно 16 км,  расстояние  до Юпитера 23 510 000 км, период обращения вокруг своей оси 739 день. Спутник обнаружил Меллот в 1908 г. Пасифе  движется в сторону, об- ратную  стороне  вращения планеты, а также столь сильно удален от Юпитера, что солнечные возмущения влияют на него заставляя описывать незамкнутую орбиту.

Синопе   —  шестнадцатый  естественный   спутник    Юпитера. Имеет  диаметр приблизительно 14 км,  расстояние  до Юпитера 23 670 000 км период обращения вокруг своей оси 758 день. Спут- ник был открыт Николсоном в 1914 г. Синопе движется в сторону, обратной стороне вращения планеты, а также столь сильно удален от Юпитера, что солнечные возмущения влияют на него заставляя описывать не замкнутую орбиту.

Спутники Юпитера  были открыты не в той же последователь- ности,  в которой  они находятся  от планеты,  например,  первым был открыт  Ио,  вторым — Европа,  3 — Ганимед, 4 — Каллисто, 5 — Амальтея, 6 — Гималия, 7 — Элара, 8 — Пасифе, 9 — Синопе, 10 — Лизистея, 11 — Карме,  12 — Ананке, 13 — Леда, 14 — Фива, 15 — Адрастея и 16-м, как ни странно, самый близкий к Юпитеру спутник  — Метида.

Сатурн — шестая планета Солнечной системы. Сатурн относится к планетам-гигантам. Масса Сатурна 5,688*1026 гр, среднее расстояние до Солнца 1 429,3 млн км, период обращения вокруг своей оси 10 часов 39 минут, что придает Сатурну, как и Юпитеру, видимую сплюснутость. Эксцентриситет орбиты равен 0,0560, средняя скорость, с которой  планета движется по орбите, равна 9,46 км/с, наклон самой орбиты по отношению  к плоскости эклиптики составляет 2,488°. Период обращения планеты составляет 29 лет 167 дней и 6,7 ч, синодический период равен 378,1 дней.
Экваториальный радиус этой  планеты равен 60 300 км,  в то время как полярный радиус составляет 54000 км. Поверхность Сатурна, так же как и у Юпитера, покрыта полосами, которые расположенные параллельно его экватору.  Полосы  Сатурна в отличие от полос Юпитера  очерчены  неясно  и имеют малое  количество деталей, однако они выделяются большей правильностью.
Атмосфера  планеты состоит  из 93% из водорода и 7%  гелия, хотя в ней также присутствуют и примеси метана, водяного пара, аммиака,  и некоторых других  газов.  Необъяснимой  особенностью   этой  планеты  является  атмосферный феномен  Сатурна, который  называется  «Гигантский гексагон».  Этот  гексагон  является устойчивым образованием в форме правильного шестиугольника, имеющего  в поперечнике  25  тыс.  километров, окру-  жающий северный полюс планеты. Строение Сатурна похоже со строением Юпитера.
Средняя  плотность составляет 0,13 плотности Земли и  равна 0,700 г/см3. Давление  в недрах Сатурна меньше, чем на Юпитере, что объясняется  меньшей плотностью, также у Сатурна меньшее содержание водорода в атмосфере.  В  атмосфере  Сатурна были найдены метан и аммиак.
На  экваториальной поверхности  Сатурна дуют ветры со скоростями намного большими, чем скорости ветров на Юпитере, — 600 км/ч. Температура около верхней границы облаков составляет приблизительно –83 ?С, а в экваториальной зоне она поднимается до –181 ºС. На Сатурне пылают молнии и сверкают северные сияния. Сатурн, как  и Юпитер, является источником  радиоизлучения, а также имеет магнитосферу, радиус которой  составляет  1/3 от радиуса магнитосферы  Юпитера, она подвержена изменениям
в зависимости от  интенсивности  солнечного ветра простираясь приблизительно на 2 млн.км. Главной особенностью Сатурна являются его кольца, которые находятся точно в плоскости экватора планеты. По данным на 2007 год, у Сатурна имеется 60 естественных спутников, возможно, что будут открыты еще.

Кольца Сатурна — похожи на покрытые  льдом камни,  которые движутся вокруг планеты и светят отраженным  солнечным светом.
Эти  кольца  расположены в экваториальной  плоскости  планеты.
Ширина колец составляет более 65 000 км, причем толщина их всего 10—20 км. Предположительно, кольца состоят из частиц, размер которых колеблется от долей миллиметра до нескольких метров, масса их составляет 10-4—10-5  всей массы Сатурна.
Эти  кольца  предположительно являются частицами  несформировавшегося  спутника, так  как  они находятся  внутри  предела Роше.  Кольца разделены на 3 части,  между ними существуют щели. Кольца называли по мере их открытия, по удалению от Са- турна они расположены так: D, C, B, A, F, G и E. Кольца A, B и C состоят  из нескольких сотен тонких колечек, кольцо F состоит из 3 переплетенных между собой колечек.
Внутреннее,  или   по-другому   креповое,  кольцо  состоит   из очень  мелких  частиц,  которые  покрыты льдом.  Строение  колец  Сатурна таково:  кольцо  А,  внешний  край  имеет  диаметр 278 000 км,  внутренний  край — 240 000 км; щель Кассини, ширина которой  5 000 км;  кольцо В,  внешний  край  кольца  имеет диаметр 234 000 км, внутренний  край — 178 000 км; щель между кольцами В и С шириной 1 600 км. Исходя из последних наблюдений, стало известно, что кольца Сатурна очень быстро эволю-
ционируют,  так например, кольцо D стало намного  тусклее при сравнении снимков, полученных с аппарата «Кассини»,  и снимков с аппаратов «Вояджер».

Предел Роше — минимальное расстояние от спутника  до планеты, на котором спутник  не может сохранять  устойчивую форму и разрывается на мелкие  части под действием силы гравитации.
Предел Роше высчитывается по формуле:

Пан — первый спутник  от Сатурна, имеет размер 35х35х23 км.
Находится  от планеты на расстоянии 133 584 км, масса спутника равна 4,9?1015  кг,  период обращения составляет 0,57505 суток  по направлению движения планеты, по отношению  к экватору планеты  этот  спутник  наклонен на 0,0010°, эксцентриситет  орбиты равен 0,000035. Этот спутник  был открыт  в 1990 г., открытие сде-
лал Шоуолтер.

Дафнис — второй спутник  от Сатурна, имеет диаметр 6—8 км.
Находится  от планеты на расстоянии  136 505 км,  период обращения составляет 0,59408 суток  по направлению движения планеты, эксцентриситет орбиты не значителен и приблизительно равен 0. Этот спутник  был открыт в 2005 г.

Атлас  — третий  спутник   от  Сатурна,  имеет  диаметр 30  км и  массу,  полный оборот вокруг своей оси делает  за 14 дней 45 часов, эксцентриситет орбиты равен 0,0012. Спутник был открыт  в 1980 г. космическим летательным аппаратом «Вояджер-1».

Прометей  — четвертый   спутник   от  Сатурна,  находится  на расстоянии  139 400 км от планеты, масса спутника  равна 1,566?1017  кг,  полный оборот вокруг своей
оси делает  за 14 дней 71 час, эксцентриситет орбиты равен 0,0022.
По  отношению  к экватору  планеты спутник  наклонен на  0,008°.

Пандора —   пятый     спутник     от    Сатурна,   находится  на расстоянии  141 720 км от планеты, полный оборот вокруг своей оси делает  за 15 дней 09 часов. Период обращения равен 0,62850 суток  по направлению движения планеты. По  отношению  к экватору планеты спутник  наклонен на 0,0522°, эксцентриситет орбиты равен
0,0042. Этот спутник  был открыт  в 1980 г. космическим летательным аппаратом «Вояджер-1».

Эпиметий   —  шестой    спутник    от   Сатурна,   находится на расстоянии 151 422 км от планеты, полный оборот вокруг своей оси делает  за 15 дней 09 часов. Период обращения равен 0,69433 суток  по на- правлению движения планеты. По  отношению  к  экватору  планеты  спутник  наклонен на 0,351°, эксцентриситет орбиты равен
0,0098.Этот спутник  был открыт  в 1980 г. космическим летательным аппаратом «Вояджер-1».

Янус    —    седьмой    спутник     от     Сатурна,    находится на расстоянии 151 472 км от планеты, полный оборот вокруг своей оси делает  за 16 дней 67 часов. Период обращения равен 0,69466 суток  по направлению движения планеты. По  отношению  к экватору планеты  спутник  наклонен на 0,163°, эксцентриситет орбиты равен
0,0068. Этот спутник  был открыт  в 1980 г. космическим летательным аппаратом «Вояджер-1».

Мимас — восьмой спутник  от Сатурна, имеет диаметр 390 км, находится  на расстоянии  185 404 км от планеты, полный оборот вокруг своей оси делает  за 96 часов. Период обращения равен 0,942422 суток  по направлению движения планеты. По отношению к экватору планеты спутник  наклонен на 1,51°, эксцентриситет орбиты равен 0,0202.Этот спутник  был открыт в 1789 г. астрономом В. Грешель.

Метона — девятый спутник  от Сатурна, имеет диаметр прибли- зительно 3 км,  находится  на расстоянии  194 440 км от планеты. Период обращения равен 1,00957 суток по  направлению движения планеты. По  отношению  к  экватору планеты спутник  наклонен на 0,007°, эксцентриситет орбиты равен 0,0001.Этот спутник  был открыт  в 2004 г.

Анфа — 10-й  спутник  от Сатурна. Об этом спутнике  мало что известно. Находится  он на расстоянии 197 700 км от планеты, период обращения  равен 1,03650 суток  по направлению движения планеты. Этот спутник  был открыт  одним из последних в 2007 г.

Паллена — 11-й спутник от Сатурна, имеет диаметр равный приблизительно 4 км, находится на расстоянии 212 280 км от планеты. Период обращения равен 1,15375 суток по направлению движения планеты. По отношению к экватору плане- ты спутник наклонен на 0,181°, эксцентриситет орбиты равен 0,004. Этот спутник  был открыт в 2004.

Энцелад — 12-й  спутник  от Сатурна, находится  на расстоянии  237 950 км  от планеты, полный оборот вокруг своей оси делает за 1 день 39 часов. Период обращения равен 1,370218 суток по направлению движения планеты. По  отношению  к экватору планеты спутник наклонен на 0,019°, эксцентриситет орбиты равен 0,0045. Этот спутник  также был открыт в 1789 году астрономом В. Гершелем.

Тефия    —    13-й     спутник     от     Сатурна,     находится  на расстоянии  296 619 км от планеты, полный оборот вокруг своей оси делает  за 1 день 91 час.
Период обращения равен 1,887802 суток по направлению движения планеты. По отношению  к экватору планеты спутник  наклонен на 1,12°, эксцентриситет орбиты равен 0, т. е. спутник  движется по круговой орбите. Этот спутник также был открыт  в 1684 г астрономом Ж.Д.  Кассини. Предположительно Тефия состоит изо льда.

Телесто — 14-й  спутник  от Сатурна, находится на расстоянии 294 619 км от планеты, полный оборот вокруг своей оси делает  за 1 день 91 час. Период обращения равен 1,887802 суток  по направлению движения планеты. По отношению к экватору планеты спутник  наклонен на 1,19°, эксцентриситет орбиты равен 0, т. е. спутник  движется по круговой  орбите. Этот спутник  был открыт  в 1980 г. университетом Аризоны.

Калипсо — 15-й спутник  от Сатурна, находится на расстоянии 294 619 км от планеты, полный оборот вокруг своей оси делает за 1 день 91 час. Период обращения равен 1,887802 суток по направлению движения планеты. По отношению  к экватору планеты спутник наклонен на 1,56°, эксцентриситет орбиты равен 0, т. е. спутник движется по круговой орбите. Этот спутник  открыл в 1980 г. астроном Уэстфолл.

Диона     —    16-й     спутник     от     Сатурна,     имеет    находится  на расстоянии  377 396 км от планеты, полный оборот вокруг своей оси делает  за 2 дня 76 часов.
Период обращения равен 2,736915 суток по направлению движения планеты. По отношению  к экватору планеты спутник  наклонен на 0,019°, эксцентриситет орбиты равен 0,0022. Этот спутник  открыл в 1684 г. астроном Ж.Д.  Кассини.
Спутник по размерам меньше Луны и состоит в основном изо льда.

Елена — 17-й спутник от Сатурна, имеет размер, находится на расстоянии 377 396 км от планеты, полный оборот вокруг  своей оси делает  за 2 дня 44 часа.  Период обращения равен 2,736915 суток по направлению движения планеты. По  отношению  к экватору планеты  спутник  наклонен на 0,019°, эксцентриситет орбиты равен 0,0022. Этот спутник  открыл в 1980 г. астроном П. Лаке.

Полидевк — 18-й спутник  от Сатурна, имеет диаметр приблизительно 3,5 км и находится на расстоянии 377 396 км от планеты, полный оборот вокруг  своей оси делает  за 2 дня 74 часа.  Период обращения равен 2,736915 суток  по направлению движения планеты. По  отношению  к  экватору  планеты спутник  наклонен на 0,1774°, эксцентриситет орбиты равен 0,0192. Этот спутник  был открыт  в 2004.

Рея — 19-й  спутник  от Сатурна, находится на расстоянии 527 108 км от планеты, полный оборот вокруг своей оси делает  за 4 дня 53 часа. Период обращения равен 4,518212 суток  по направлению движения планеты.
По отношению к экватору планеты спутник наклонен на 0,345°, эксцентриситет  орбиты  равен  0,0012583.  Этот  спутник  открыл в 1672 г. астроном Ж.Д.  Кассини. Рея предположительно состоит из ледяных глыб. Этот спутник  по размерам уступает Луне.

Титан — 20-й спутник  от Сатурна. Этот спутник  является вторым по величине спутником  в солнечной системе и единственным из спутников, имеющим плотную атмосферу,  которая  состоит из углеводорода и азота. Имеет диаметр 5150 км и находится на расстоянии 1 221 930 км от планеты, полный оборот вокруг своей оси делает  за 15 дней 94 часа.
Период обращения равен 15,94542 суток  по направлению дви- жения планеты. По отношению к экватору планеты спутник наклонен на 0,349°, эксцентриситет орбиты равен 0,0288. Этот спутник  открыл в 1655 г. Гюйгенс. Первые данные о Титане были не точны, так как практически вся поверхность спутника находится под плотным слоем тумана,  в его атмосфере был обнаружен азот и метан, в результате чего он имеет небо ядовито-оранжевого цвета.
Все происходящее сейчас на Титане  имеет сходство с Землей, точнее с нашей планетой 4,6 млрд лет назад. Исходя из этого, уче- ные считают,  что имеется возможность обнаружить на этом спутнике примитивные формы жизни. В 2004 г. в июне к Сатурну под- летел исследовательский аппарат «Кассини»  и начал исследовать  его спутники.  Благодаря  фотографиям, переданным с «Кассини» земляне смогли увидеть поверхность Титана. Ландшафт во многом схож с земным, также существуют  реки, каналы, холмы, равнины и камни, отличие лишь в том, что реки состоят из жидкого метана, а камни — это глыбы льда.

Гиперион — 21-й  спутник  от Сатурна, находится на расстоянии 1 481 010 км от планеты, полный оборот вокруг своей оси делает  за 21 день 74 часа.
Период обращения равен 21,27661 суток  по направлению движения планеты. По  отношению  к экватору планеты спутник  наклонен на 0,43°, эксцентриситет орбиты равен 0,123006. Этот спутник  открыл в 1848 г. Бонд. Гипертон является внешним спутником  и состоит в основном из водяного льда.

Япет — 22-й   спутник   от  Сатурна,  находится  на расстоянии  3 560 820 км от планеты, полный оборот вокруг своей оси делает  за 79 дней 24 часа.  Период обращения равен 79,3215 суток по направлению движения планеты. По  отношению  к экватору пла- неты  спутник  наклонен на 15,47°, эксцентриситет  орбиты  равен 0,0286125.Этот спутник  открыл в 1671 г. астроном Ж.Д.  Кассини. Япет  является внешним спутником  и состоит  в основном  из водяного льда.

Кивиок — 23-й спутник  от Сатурна, имеет диаметр 16 км и нахо- дится на расстоянии 11 294 800 км от планеты. Период обращения равен 448,16 суток  по направлению движения планеты. По  отношению  к экватору  планеты спутник  наклонен на 45,71°,  эксцен- триситет орбиты равен 0,3288. Этот спутник  был открыт  в 2000 г.

Иджирак — 24-й спутник  от Сатурна, имеет диаметр 12 км и на- ходится на расстоянии 11 355 316 км от планеты. Период обраще- ния равен 448,16 суток по направлению движения планеты. По от- ношению к экватору планеты спутник наклонен на 451,77°, эксцентриситет орбиты равен 0,3163. Этот спутник  был открыт в 2000 г.

Феба — 25-й спутник от Сатурна, находится  на  расстоянии  12 869 700 км  от  планеты,  полный оборот вокруг своей оси делает  за 406 дней 49 часов. Имеет  массу 0,8292?1019  кг.  Период обращения равен 545,09 суток  против направления движения планеты. По  отношению  к экватору  пла- неты спутник  наклонен на 151,78°, эксцентриситет орбиты равен 0,1562415. Этот спутник  открыл в 1898 г. астроном Пикеринг.

Палиак — 26-й спутник от Сатурна, имеет диаметр 22 км и находится на расстоянии 15 103 400 км от планеты. Период обращения равен 692,98 суток  по направлению движения планеты. По  отношению к экватору планеты спутник  наклонен на 45,083°, эксцентриситет орбиты равен 0,3163. Этот спутник  был открыт  в 2000 г.

Скади — 27-й спутник  от Сатурна, имеет диаметр 6,4 км и находится на расстоянии 15 672 500 км от планеты. Период обращения равен 732,52 суток против направления движения планеты. По отношению  к экватору планеты спутник  наклонен на 150°, эксцентриситет орбиты равен 0,246. Этот спутник  был открыт  в 2000 г.

Альбиорикс — 28-й  спутник  от Сатурна, имеет диаметр 32 км и находится на расстоянии 16 266 700 км от планеты. Период обращения равен 774,58 суток  по направлению движения планеты.
По  отношению  к экватору  планеты спутник  наклонен на 33,08°, эксцентриситет  орбиты  равен  0,521.Этот  спутник   был  открыт в 2000 г. Холманом.

S/2007  S 2 — 29-й  спутник   от  Сатурна, один из спутников, о которых  имеется наименьшее количество информации. Известно лишь, что он находится на расстоянии 16 560 000 км от Сатурна, Период обращения равен 792,96 против направления движе- ния планеты, а открыт  он одним из последних в 2007 г.

Бефинд — 30-й  спутник  от Сатурна, один из спутников, о которых имеется наименьшее количество информации. Известно — что он находится на расстоянии 17 153 520 км от Сатурна, Период обращения равен 838,77 по направлению движения планеты, а открыт он был в 2004 г.

Эррипо — 31-й спутник от Сатурна, имеет диаметр 10 км и находится на расстоянии 17 236 900 км от планеты. Период обращения равен 844,89 суток  по направлению движения планеты. По  отношению к экватору планеты спутник  наклонен на 34,692°, эксцен- триситет орбиты равен 0,4724. Этот спутник  был открыт  в 2000 г.

Сколл — 32-й  спутник  от Сатурна, один из спутников, о ко- торых имеется наименьшее количество информации. Известно — что он находится на расстоянии 17 473 800 км от Сатурна, Период обращения равен 862,37 суток против направления движения пла- неты, а открыт  он одним из последних в 2006 г.

Сиарнак — 33-й  спутник  от Сатурна, имеет диаметр 40 км  и находится на расстоянии 17 776 600 км от планеты. Период обращения равен 884,88 суток по направлению движения планеты. По отношению  к экватору планеты спутник  наклонен на 46°, эксцентриситет орбиты равен 0,2961.Этот спутник  был открыт  в 2000 г.

Таркек — 34-й  спутник  от Сатурна, один из спутников, о которых имеется наименьшее количество информации. Известно — что он находится на расстоянии 17 910 600 км от Сатурна, Период обращения равен 894,86 суток  по направлению движения плане- ты, а открыт  он одним из последних в 2007 г.

S/2004  S 13 — 35-й  спутник  от Сатурна, один из спутников, о которых  имеется наименьшее количество информации. Известно — что он находится  на расстоянии  18 056 300 км от Сатурна, Период обращения равен 905,85 суток  против направления дви- жения планеты, а открыт  он был в 2004 г.

Уран — седьмая планета от Солнца. Эту планету открыли позд- нее предыдущих планет. В 1781 г. англичанин Вильям Гершель об- наружил Уран, с помощью  телескопа, все планеты, которые были открыты до этого,  можно было увидеть невооруженным глазом.
Это   было первое открытие  планеты с  помощью  телескопа. Планета была названа в честь греческого  бога неба Урана.  Он является третьей планетой по диаметру и четвертой по массе. Уран тяжелее Земли в 14,5 раза его плотность равна всего 1,270 г/см?. Види- мая звездная величина  приблизительно +5,8, и эту планету можно увидеть невооруженным глазом в противостоянии на чистом небе в темное время. В химический состав Урана  не входит металличе- ский водород в отличие от других планет-гигантов, но много высо- котемпературных вариаций льда (водного, аммиачного и метанового), вследствие чего Уран относят  к «ледяным гигантам».
Ядро  планеты,  предположительно, состоит  из горных  пород. Уран   является  самой  холодной планетой Солнечной  системы, он излучает в космос всего 0,042 ± 0,047 Вт/м2, т. е. только 1,06 ± 0,08 % энергии получаемой от Солнца. Атмосфера этой планеты состоит  в основном из водорода и гелия, но также присутствуют метан и прочие углеводороды.
Атмосфера Урана, в которой были обнаружены облака, состоящие изо льда  и аммиака в твердом состоянии  и метана, является самой холодной планетной  атмосферой, а наименьшая температура ее равна –224 ?С. Атмосфера Урана начинается, предположи- тельно на расстоянии в 300 км от внешнего слоя, имеет давление
100 бар и температуру 320 K. Она,  так же как и на Земле, делится на: тропосферу  (300 км—50 км; давление составляет 100—0,1 бар), стратосферу   (50—4000 км;  давление  составляет  0,1—10—10 бар) и термосферу,  или  атмосферную корону (4000—50 000 км от поверхности).

Тропосфера — нижняя,  плотная часть атмосферы,  которая ха- рактеризуется понижением температур с высотой. Температура меняется  от 320 К в начале тропосферы  до 53 К на высоте 50 км. Тропопауза, температура которой  изменяется от 57 до 49К,  излучает большую часть  инфракрасного излучения планеты  и позволяет узнать эффективную температуру планеты (59,1 ± 0,3 K).
У тропосферы  сложное строение: водные облака могут  быть в интервале   давления   от  50  до 100 бар,  облака  гидросульфида аммония — в интервале  20—40 бар, облака  аммиака и сульфида водорода — в интервале  3—10 бар, метановые облака расположе- ны в интервале  между 1 и 2 барами. Стратосфера характеризуется увеличением  температуры с высотой:  от 53 К в тропопаузе  до 800—850 К в главной части термосферы,  которое связано с погло- щением солнечной  инфракрасной и ультрафиолетовой радиации метаном и другими углеводородами. Но  стратосфера нагревается еще и термосферой. Наиболее распространенные углеводороды  — ацетилен и этан — составляют в этой области 10—7% относитель- но водорода, схожего здесь по концентрации с метаном и угарным газом.
У углекислого газа и водяного пара это отношение  на три порядка ниже. Этан и ацетилен уплотняются в менее теплой и низ- кой части стратосферы и тропопаузе,  образуя туманы. Самая удаленная от поверхности часть атмосферы — термосфера (корона) — имеет температуру в 800—850 К (как  и стратосфера), но причины такой температуры не поддаются анализу.
Также  были обнаружены  сезонные  изменения и погодная  активность  при приближении  Урана  к  точке  равноденствия. Уран имеет ось вращения, которая отлична от других планет, он как бы «катится  на боку», подставляя солнечному свету то северный,  то южный полюс, то экватор, то средние широты.
Причина  такого  положения оси вращения пока что неизвестна, существует масса гипотез, но принято считать,  что в процессе образования Солнечной системы протопланета размером с Землю врезалась в Уран и изменила тем самым его ось вращения.
Смена  дня и ночи в разных точках  планеты не одинакова, например, быструю  смену дня и ночи имеет только  экваториальная часть планеты. День на каждом полюсе составляет 42 земных года, и лишь в дни солнечных равноденствий смена дня и ночи схожа с другими планетами. Полный оборот вокруг Солнца Уран  делает за 84 земных года, расстояние до Солнца равно 19,229 а.е., или  приблизительно 3 млрд км.
Полный оборот  вокруг  своей  оси  Уран   делает   за  17  часов и 24 минуты,  но в связи с тем что на Уране  дуют очень сильные ветры (сила которых  достигает 240 м/с) и их направление совпадает с направлением вращения планеты,  части  атмосферы,  на- водящиеся около 30º южной  широты, делают полный оборот за 14 часов.
Ближайшее равноденствие на Уране было 7 декабря 2007 г. Так же высчитали и последующие солнцестояния  и дни равноденствия. В Южном полушарии зимнее солнцестояние произойдет в 2028 г., а весеннее равноденствие — в 2049 г. У Урана имеется магнитосфера,  27 естественных  спутников и система колец.

Система   колец  —  вторая  кольцевая  система,   обнаруженная в Солнечной системе (первой была система колец Сатурна), имеет частицы, диаметр которых от нескольких миллиметров до 10 метров. Известны 13 колец, самым ярким является кольцо (эпсилон).
Кольца Урана достаточно молоды, это видно при рассмотрении промежутков  между ними, а также их прозрачности, т. е. они не были сформированы вместе с планетой. Вероятно, ранее они были одним из спутников, который  разбился при столкновении с неким небесным телом либо под действием приливообразующих сил.
Строение   магнитосферы   Урана   схоже  с  другими планетами Солнечной системы.  Головная ударная  волна  распространяется на 23 планетарных радиуса — перед  магнитопаузой,  простирающейся  на  18 радиусов Урана.  Имеются также  магнитный хвост и радиационные пояса.
Названия для 27 спутников  Урана выбраны по именам из про- изведений Уильяма Шекспира и Александра Поупа.
Корделия  — первый  спутник   от  планеты Уран.   Был  открыт в 1986 г. Р. Террилом с помощью  аппарата «Вояджер-2». Средний диаметр равен 42 ± 6 км, масса равна приблизительно 5,0*1016  кг. Большая  полуось  составляет 49,751  км,   орбитальный  период 0,335034 сут.,  средняя  орбитальная скорость  10,80 км/с,  наклон орбиты к экватору Урана 0,14º.
Офелия — второй спутник от планеты Уран. Был открыт в 1986 г. Р.Террилом с помощью  аппарата «Вояджер-2». Средний диаметр равен 46 ± 8 км, масса равна 5,1*1016 кг. Большая полуось составля- ет 53,764 км, орбитальный период 0,37641 сут.,  средняя орбитальная скорость 10,39 км/с, наклон орбиты к экватору Урана 0,09?.
Бианка — третий спутник от планеты Уран. Был открыт в 1986 г. С. Синноттом с помощью аппарата «Вояджер-2» Средний диаметр равен 54 ± 4 км, масса равна 9,2*1016 кг. Большая полуось составляет 59,165 км, орбитальный период 0,434579 сут., средняя орбиталь- ная скорость 9,90км/с,  наклон орбиты к экватору Урана 0,16?.
Крессида  — четвертый  спутник   от  планеты Уран.  Был  открыт в 1986 г. С. Синноттом с помощью  аппарата «Вояджер-2» Средний диаметр равен 82 ± 4 км, масса равна 3,4*1017 кг. Большая полуось составляет 61,766 км, орбитальный период 0,463570 сут., средняя орбитальная скорость 9,69 км/с, наклон орбиты к экватору Урана 0,04?.
Дездемона — пятый спутник от планеты Уран. Был открыт в 1986 г. С. Синноттом с помощью  аппарата «Вояджер-2» Средний диаметр равен 68 ± 8 км, масса равна 2,3*1017 кг. Большая полуось составляет
62,658 км, орбитальный период 0,473650 сут.,  средняя орбитальная скорость 9,62 км/с., наклон орбиты к экватору Урана 0,16º.
Джульетта  — шестой   спутник   от  планеты Уран.   Был  открыт в 1986 г. С. Синноттом с помощью  аппарата «Вояджер-2» Средний диаметр равен 106 ± 8 км, масса равна 8,2*1017 кг. Большая полуось составляет 64,360 км, орбитальный период 0,493065 сут., средняя орби- тальная скорость 9,49 км/с, наклон орбиты к экватору Урана 0,06º.
Порция — седьмой спутник от планеты Уран. Был открыт в 1986 г. С. Синноттом с помощью  аппарата «Вояджер-2» Средний диаметр равен 140 ± 8 км, масса равна 1,7*1018 кг. Большая полуось составляет 66,097 км, орбитальный период 0,513196 сут.,  средняя орбитальная скорость 9,37 км/с, наклон орбиты к экватору Урана 0,09º.
Розалинда  — восьмой  спутник   от  планеты Уран.   Был  открыт в 1986 г. С. Синноттом с помощью  аппарата «Вояджер-2» Средний диаметр равен 72 ± 12 км масса равна 2,5*1017 кг. Большая полуось составляет 69,927 км, орбитальный период 0,558460 сут., средняя орбитальная скорость 9,11 км/с, наклон орбиты к экватору Урана 0,28º.
Купидон  — девятый  спутник   от  планеты Уран.   Был  открыт в 2003 г. M.R. Showalter и J. J. Lissauer. Средний диаметр равен при- близительно 18 км,  масса равна 3,8*1015  кг.  Большая  полуось со- ставляет 74,800 км, орбитальный период 0,618 сут., средняя орби- тальная скорость неизвестна, наклон орбиты к экватору Урана 0º.
Белинда — десятый спутник от планеты Уран. Был открыт в 1986 г. С. Синноттом с помощью  аппарата «Вояджер-2» Средний диаметр равен 90 ± 16 км масса равна 4,9*1017 кг. Большая полуось составляет 75,255 км орбитальный период 0,623527 сут.,  средняя орбитальная скорость 8,78 км/с, наклон орбиты к экватору Урана 0,03º.
Пердита — одиннадцатый  спутник  от планеты Уран.  Был  открыт  в 1999 г.  E. Каркошко с  помощью  аппарата  «Вояджер-2». Средний  диаметр равен 30 ± 6 м., масса равна  1,8*1016  кг.  Боль- шая полуось составляет 76,420 км орбитальный период 0,638 сут., средняя орбитальная скорость неизвестна, наклон орбиты к эква- тору Урана 0º.
Пак — двенадцатый  спутник   от  планеты Уран.   Был  открыт в 1985 г. С. Синноттом. Средний  диаметр равен 162 ± 4 км, масса равна 2,9*1018   кг.  Большая полуось составляет  86,004 км,  ор- битальный период 0,761833 сут.,  средняя  орбитальная  скорость 8,21 км/с, наклон орбиты к экватору Урана 0,31°.
Маб — тринадцатый  спутник   от  планеты Уран.  Был открыт в 2003 г.  M.R. Showalter  и J.  J.  Lissauer.  Средний  диаметр равен приблизительно 25 км,  масса равна 1,0*1016  кг.  Большая полуось составляет 97,734 км орбитальный период 0,923 сут., средняя орби- тальная скорость и наклон орбиты к экватору Урана неизвестны.
Миранда — четырнадцатый  спутник  от планеты Уран.  Был от- крыт  в 1948 г. Дж. Койпером. Средний  диаметр равен 471,6 ± 1,4 км,  масса равна (6,6  ± 0,7)*1019  кг.  Большая полуось  составляет 129,390 км орбитальный период 1,413479 сут.,  средняя орбиталь- ная  скорость  6,68 км/с,  наклон орбиты  к  экватору  Урана  4,34?. Миранда является одним из крупнейших спутников Урана.
Ариэль — пятнадцатый спутник  от планеты Уран.  Был открыт в 1851 г. У. Ласселом. Средний диаметр равен 1157,8 ± 1,2 км, мас- са равна (1,35 ± 0,12)*1021 кг. Большая полуось составляет 190 945 км, орбитальный период 2,520379 сут., средняя орбитальная ско- рость  5,52 км/с,  наклон орбиты к  экватору  Урана  0,04º.  Ариэль представляет собой скопление льда  и горных  пород в соотношении приблизительно 50 на  50.  Лед может  состоять   из аммиака и углекислого газа.
У Ариэль самая молодая поверхность  с самым маленьким ко- личеством кратеров. Этот спутник  является одним из 5 крупней- ших спутников Урана.  Атмосфера  на Ариэль не обнаружена
Крупнейшие спутники  Урана  постоянно повернуты  к планете одной стороной  и имеют темный цвет из-за постоянного  воздей- ствия заряженных частиц.
Нептун — восьмая планета от Солнца. Была открыта  23  сентября  1846 года. Это  открытие  сделали Иоганн Галле и  Гейнрих д’Арре. До открытия наличие планеты было предсказано Урбеном Леверье, исходя из отклонений движения планеты Уран.  Планета была названа в честь римского бога моря. Расстояние  от Нептуна до Солнца 4 498 252 900 км или 30,06896348 а. е., перигелий плане- ты равен 4 459 631 496 км, афелий равен 4 536 874 325 км полный оборот вокруг Солнца Нептун — делает за 60 223,3528 земных дня, или  164,88 года.  Орбита  Нептуна большая полуось, которой  составляет 4504,3 млн км, она является орбитой,  наиболее  близкой к окружности. Эксцентриситет орбиты равен 0,008 585 87. Сред- няя орбитальная скорость  планеты равна 5,432 км/с.
Нептун является газовым гигантом, его средняя плотность равна 1,76 г/см2,  и у него нет твердой поверхности, в результате чего при измерении размеров планеты используют тот уровень атмос- феры,  давление  которого  равно 1 бар. Экваториальный  диаметр Нептуна составляет 49 528 км,  полярный равен 48 680 км,  масса планеты равна 1,02*1026 кг, что составляет 17,14 массы Земли.
Нептун состоит  в основном из водорода и гелия, которые  составляют 98%  всей атмосферы.  Также  в атмосфере  содержится: метан  (2,5—3%), замершие кристаллы которого  есть  в  облаках, этан и аммиак. Температура  в атмосфере Нептуна не одинакова и изменяется с глубиной. Минимальная температура 50 К на уровне 0,1 бар, максимальная температура 750 К на уровне 10—11 бар. Но температура также возрастает в центре планеты, где температура должна быть 7000 К, а давление 5*106 бар.
Исходя из того  что планета находится  далеко от Солнца, эффективная   температура  Нептуна  должна  быть  приблизительно 45 К, исходя из показаний  инфракрасных телескопов, она равна 59,3 К. Из этого следует вывод, что Уран  имеет собственный внутренний  источник  тепла. Нептун имеет ось вращения наклоненной к плоскости орбиты на 29°34'. Период вращения магнитного поля равен 16 часов 7 минут, а напряженность его меняется от 0,1 до 1 гаусса.
На  Нептуне дуют самые сильные ветры в Солнечной  системе, скорость  которых  равна 2400 км/ч. Также  на Нептуне были обнаружены слабые полярные сияния, которые происходят не только около магнитных полюсов.
Считается,  что   ядро   Нептуна  состоит   из  расплавленных скальных пород,  и окружено  расплавленной  смесью  аммиака, воды и метана. У Нептуна существует  5 колец и 13 естественных спутников.
Кольца Нептуна.  У Нептуна имеется система колец,  которая состоит из двух ярких и узких и трех более  тусклых колец. Яркие кольца: Леверье, находящееся на расстоянии 53 тыс.  км, и Адамс находящееся на расстоянии 63 тыс. км.
Тритон — ближайший спутник  Нептуна, который  находится от планеты на расстоянии 354 800 км, его диаметр 2706 километров.
Этот спутник  был открыт в 1846 г. У. Ласселлом. У Тритона имеется тонкая  атмосфера, температура его поверхности –238 ºС.
На  этом  холодном спутнике  происходят  особые извержения, которые  производят газовые гейзеры,  извергающие в атмосферу мощные струи азота на высоту 8—10 км, образованные из азотного льда  при таянии южных  полярных шапок.  Вращение Тритона происходит в сторону,  обратную  стороне вращения Нептуна, что лишний раз доказывает гипотезу о том, что он является космическим телом, которое притянул к себе Нептун. Будущее Тритона не вызывает восторга из-за приливного воздействия Нептуна, орбита Тритона  представляет собой спираль, и так Тритон  постепенно приближается к планете, пока не достигнет предела  Роша.  В этом случае приливные силы разорвут Тритон, и его осколки либо упа- дут на планету, либо станут самым мощным кольцом в Солнечной системе.
Нереида — спутник  Нептуна, открытый 1 мая 1949 г. Джерар- дом Койпером. Название спутника  произошло от нереид — морских  нимф  из греческой  мифологии. Диаметр Нереиды  340 км, орбита сильно вытянута,  расстояние  до Нептуна меняется  от 1,4 до 9,6 млн км среднее же расстояние  до планеты 5,5 млн км. По  среднему  расстоянию   от  планеты  Нереида  является   восьмым спутником  от Нептуна. Предполагают, что Нереида является асте- роидом, который  притянул к себе Нептун.
Наяда — третий спутник  от Нептуна. Открыт в 1989 г. Р. Террилом с помощью летательного аппарата «Вояджер-2». Находится на расстоянии 48 227 км. от планеты. Радиус спутника  33±3 км плотность  равна 1,3 г/см3.  Полный оборот вокруг планеты совершает за 0,294 суток.
Таласса — четвертый  спутник   от  Нептуна. Открыт в 1989 г. Р.Террилом с помощью  летательного аппарата Вояджер 2. Находится на расстоянии 50 075 км от планеты. Радиус спутника равен 41 ± 3 км, плотность 1,3г/см3.  Полный оборот вокруг Нептуна со- вершает за 0,311 суток.
Деспина — пятый  спутник  от Нептуна. Открыт в 1989 г. С. Син- ноттом с помощью  летательного аппарата «Вояджер-2». Находится  на расстоянии  52 526 км  от планеты.  Радиус  спутника  равен 75 ± 3 км, плотность 1,3 г/см3. Полный оборот вокруг планеты со- вершает за 0,335 суток.
Галетея — шестой спутник от Нептуна. Открыт в 1989 г. С. Син- ноттом с помощью  летательного аппарата «Вояджер-2». Находится на расстоянии  61 953 км,  от планеты.  Радиус  спутника  равен 88 ± 4 км, плотность 1,3 г/см3. Полный оборот вокруг планеты со- вершает за 0,429 суток.
Ларисса — седьмой спутник от Нептуна. Открыт в 1989 г., откры- тие сделали: Х. Рейтсема, В. Хаббард , Л. Лебофски, Д. Толен с помо- щью летательного аппарата «Вояджер-2» Находится  на расстоянии 73 548 км от планеты. Радиус спутника  равен 97 ± 3 км, плотность 1,3 г/см3. Полный оборот вокруг планеты совершает за 0,555 суток.
 Протей  — восьмой  спутник   от  Нептуна.  Открыт  в  1989  г. С.  Синноттом с  помощью  летательного аппарата  «Вояджер-2». Находится  на расстоянии 210 ± 7 км от планеты. Радиус спутника  равен 117 647 км, плотность 1,3 г/см3. Полный оборот вокруг планеты совершает за 1,122 суток.
Галимеда — девятый спутник  от Нептуна. Открыт в 2002 г. Открытие  сделали М.  Холман, Дж.  Кавелаарс, Т.  Грев,  У.Фрезер, Д. Милисавлевич. Находится  на расстоянии 15 728 000 км от пла- неты. Радиус спутника  равен 24 км, плотность  1,5 г/см3.  Полный оборот вокруг планеты совершает за 1879,71 суток.
Сао — одиннадцатый спутник  от Нептуна. Открыт в 2002 г. От- крытие  сделали М.  Холман , Дж.  Кавелаарс, Т.  Грев,  У.Фрезер, Д. Милисавлевич. Находится  на расстоянии 22 422 000 км от планеты. Радиус спутника  равен 24 км, плотность  1,5 г/см3.  Полный оборот вокруг планеты совершает за 2914,07 суток.
Лаомедея — двенадцатый спутник  от Нептуна. Открыт в 2002 г. Открытие  сделали М. Холман , Дж. Кавелаарс, Т. Грев, У.Фрезер, Д. Милисавлевич. Находится  на расстоянии 23 571 000 км от планеты. Радиус спутника  равен 24 км, плотность  1,5 г/см3.  Полный оборот вокруг планеты совершает за 3167,85 суток.
Псамафа — десятый спутник  от Нептуна. Открыт в 2003 г. Открытие  сделали С. Шепард, Д.  Джуитт,  Дж.  Клейна.  Находится на расстоянии  46 695 000 км от планеты.  Радиус спутника  равен 14 км, плотность 1,5 г/см3. Полный оборот вокруг планеты совершает за 1879,71 суток.
Несо — тринадцатый спутник  от Нептуна. Открыт в 2002 г. От- крытие сделали М.  Холман, Б.  Глэдман и др. Находится  на  рас- стоянии 48 387 000 км от планеты.
Радиус спутника  равен 30 км, плотность 1,5 г/см3. Полный обо- рот вокруг планеты совершает за 9373,99 суток.

Плутон — последняя планета Солнечной системы. Плутон был открыт  18 февраля 1930 г. Вплоть до 2006 г. считался девятой планетой но 24 августа 2006 г. на XXVI Генеральной ассамблее  Международного  астрономического союза  ввели  новый  статус  этой планеты, и теперь Плутон — это «карликовая планета».
Название  планеты  было  предложено 11-летней  девочкой  из Оксфорда  Венецией Берни,  и названа она в честь римского бога подземного царства Плутона. Диаметр Плутона равен 2274±16 км, а масса его примерно равна 1,27*1022  кг.  Плутон  является  самой маленькой планетой в солнечной системе. У Плутона очень большой эксцентриситет орбиты, т. е. орбита сильно вытянута и рас- стояние до Солнца меняется от 4,425 до 7,375 млрд км, из-за чего Плутон иногда бывает ближе  к Солнцу, чем восьмая планета Не- птун.  Среднее же расстояние до Солнца берется в 5,913 млрд км, или  39,53 а. е., несмотря на то что временами Плутон бывает бли- же к Солнцу, чем Нептун, их орбиты  никогда  не пересекаются, т.к. Плутон находится на 17,15° выше плоскости эклиптики.
И минимальное расстояние между этими двумя планетами никогда не будет больше чем 10 а. е. Полный оборот вокруг Солнца Плутон делает  за 247,69 года. Ось  вращения Плутона  наклонена к плоскости орбиты на 122,5º,  в результате чего  Плутон, так  же как и Уран  «катится на боку». В 1988 г. на Плутоне была открыта  очень разряженная  атмосфера,  ее толщина меняется  в зависимости от расстояния  до Солнца.
Давление  атмосферы  колеблется  приблизительно от  десятых до нескольких микробар,  а состоит  она,  предположительно, из азота, с примесями монооксида углерода  и метана. Поверхность Плутона состоит из органических соединений, которые образованы из азота, метана и оксида углерода.
Также  на планеты были обнаружены  полярные шапки состо- ящие  из азота в замороженном  виде. Температура  поверхности очень мала (37—63 К) в связи с низким количеством получаемого тепла и света от Солнца,  которое составляет всего 60 люкс, что в 1 600 раз меньше,  чем получает Земля. Плотность планеты довольно высока и составляет 2,1 г/см3  ускорение свободного паде- ния на Плутоне равно 0,66 м/с2, что составляет 6,7% от земного.
У Плутона имеются три спутника: Харон,  Гидра и Никта. Исследования Плутона велись с помощью наземных наблюдений, но большой вклад в изучении этой планеты внес наземный телескоп Хаббла.
В  2006 г.  к  Плутону  направили космический   аппарат  «New Horizons», в 2015 г. он должен подлететь к Плутону и пополнить наши знания об этой загадочной «карликовой» планете.
Харон — ближайший спутник  Плутона. Был открыт  в 1978  г. Диаметр  Харона   1205  км  (приблизительно  половина  диаметра Плутона), а масса Харона всего лишь в 8 раз меньше массы Плуто- на (для Земли и Луны это соотношение равно 81:1). По некоторым гипотезам,  Плутон и Харон  являются двойной планетой, т.к.  барицентр этой системы находится вне поверхности Плутона.
Никта — второй спутник  от Плутона. Находится  на расстоянии приблизительно 50 000 км. Обладает весьма маленькими размера- ми, приблизительно 100—150 км, а масса в 300 раз меньше массы Харона.  Никта была открыта  с помощью телескопа Хаббла в мае 2005 г.
Гидра — внешний спутник  Плутона, своими размерами и массой очень схож с Никтой, но находится на расстоянии 65 000 км от  планеты. Также  был открыт  в 2005 г.  с  помощью  телескопа Хаббла.

Десятая  планета — с  давних времен ведутся поиски  десятой планеты в Солнечной системе, но пока  безрезультатно.  Каждый год вблизи  пояса  Койпера находят  массивный  объект,  который принимают  за десятую планету, но при детальном исследовании и анализе данных становится ясно,  что десятой планеты не обнаружено.
Возможно, десятой планеты в Солнечной системе нет вообще, так как все планеты, которые были «открыты»,  то есть их нельзя наблюдать невооруженным глазом на небе (Уран, Нептун и Плутон), были сначала найдены теоретически по влиянию их на соседние планеты, а потом обнаружены при наблюдениях. С Плутоном дело  обстоит иначе, пока что не замечено, чтобы  на него влияло какое-либо тело. Но  оптимисты считают,  что десятая планета находится очень далеко и имеет маленькие размеры. В общем, пои-